Всем привет! В данной статье пойдет речь о 8-клапанных двигателях переднеприводных автомобилей ВАЗ. Итак, поехали!
Двигатели 2108 - 1.3 л
Первыми в линейке рассмотрим базовый двигатель 2108 объемом 1,3 литра. Диаметр цилиндра - 76 миллиметров, ход коленвала - 71 миллиметр.
В доводке двигателя принимала участие небезызвестная компания Porsche.
Двигатель втыковый, то есть при обрыве ремня ГРМ клапана неизбежно загибает, поскольку выборок в поршнях недостаточно.
Конструкторами несколько раз были предприняты попытки разработать безвтыковые поршни, но от этого отказались по причине того, что выемки под клапана ухудшали экологические параметры по выхлопу, а также топливную экономичность.
Мощность данного двигателя - 64 лошадиные силы при 5600 оборотах, крутящий момент - 95 Нм при 3400 оборотах.
ГБЦ применялась унифицированная 21081, распредвал 2108, а система питания - карбюратор, хотя, конечно, существовали экспортные модификации с моноинжектором и даже, по неподтвержденной информации, инжекторные.
Двигатели 21081 - 1.1 л
Следующий двигатель - это 21081 со скромным объемом 1,1 литра. Для того чтобы сделать "Самары" более привлекательными для европейского покупателя, объем был подогнан под меньший налог.
Уменьшение объема достигнуто за счет сокращения хода поршня с 71 до 60,6 миллиметров (кстати, во многих источниках указано неверное значение в 61 миллиметр).
Остальные элементы ШПГ идентичны 2108.
Из-за меньшего хода коленвала разработан свой 21081 блок, который ниже на 5-6 миллиметров, чем 2108.
При обрыве ремня ГРМ мотор все также втыковый. Головка блока 21081 такая же, как и на 1,3-литровом моторе, только шпилька под ролик ГРМ вкручивается в другое отверстие.
Из уникального - это свой распредвал 21081 с уменьшенным подъемом - 8,5 мм (хотя, по другой информации, встречались моторы и с 2108 распредвалом), свой карбюратор, а также выпускной коллектор с одинарной трубой вместо привычных "штанов".
Машины с такими двигателями на внутренний рынок официально не поступали и шли на экспорт в европейские страны, а впоследствии экспортировались в страны бывших республик СССР.
Мощность мотора составляет небольшие 54 л.с. при 5600 об/мин, крутящий момент - 78 Нм при 3600 об/мин.
Чтобы этот мотор мог более-менее передвигать "Самару", он устанавливался в комбинации с КПП с главной парой 4,13. Существуют слухи, что бывают редкие версии, где главная пара 4,33.
Двигатели 21083 - 1.5 л
Далее рассмотрим поистине легендарный 21083 двигатель объемом 1,5 литра. Данный мотор, относительно 2108, имеет больший диаметр цилиндра - 82 миллиметра, ход, впрочем, как и сам коленвал, такой же - 71 миллиметр.
Поршни 21083 имеют выборки, и при обрыве ремня ГРМ клапана остаются целыми.
В блоке 21083, из-за увеличения диаметра поршней, пришлось убрать протоки охлаждающей жидкости между цилиндрами.
Головка блока 21083 тоже отличается от 21081 увеличенным диаметром тарелок впускных клапанов с 35 до 37 миллиметров, а также увеличенными каналами с 29 до 30,5 миллиметров.
Также существуют версии, что до 1991 года на двигателе 1,5 устанавливалась ГБЦ 2108, которая была по характеристикам идентична 21083.
Камера сгорания, относительно 21081, увеличена с 21 до 23 кубических сантиметров.
Существовали как карбюраторные, так и инжекторные версии этого двигателя.
- Карбюраторная отдавала 69 л.с. при 5600 об/мин и 106 Нм крутящего момента при 3500 об/мин.
- Инжекторная была мощностью 77 л.с. и 116 Нм крутящего момента при тех же оборотах соответственно.
Двигатели 2110 - 1.5 л
Дальнейшее свое развитие двигатель 21083 получил в модели 2110.
Из отличий - это измененная ШПГ 2110 с плавающей посадкой поршневого пальца и другим поршнем по размерам (эта ШПГ аналогична 21083).
Также двигатель получил новый распредвал 2110, который был разработан по той причине, что первые серийные образцы "десяток" с распредвалом 2108 не выдавали своих заявленных характеристик по максимальной скорости.
Этот распредвал отличается от 2108 пазами, и при этом увеличен подъем клапана с 9 до 9,6 мм на впуске и 9,3 мм на выпуске (с допуском ±0,1 мм).
Отличить распредвал 2110 от распредвала 2108 можно по увеличенному диаметру шейки около 2-го впускного кулачка.
Характеристики составили 73 л.с. при 5600 об/мин и 104 Нм момента при 3400 об/мин. Смещение крутящего момента к более низким оборотам обусловлено, скорее всего, распредвалом 2110.
Двигатели 2111 - 1.5 л (инжектор)
Это была, по сути, переходная модель к двигателю 2111, который аналогичен по конструкции, но с инжектором.
Если машина была оборудована датчиком фаз, устанавливался распредвал 2111, который отличался от 2110 специальным штифтом для считывания положения распредвала.
На самом деле, модификации этого мотора было огромное множество ввиду разных систем впрыска (GM, Bosch, "Январь-5.1", "Январь-7.2") и все это под разные евронормы.
Потому конечные характеристики по мощности тоже в некоторых источниках расходятся и составляют в среднем 77 л.с. при 5400 об/мин и 116 Нм крутящего момента при 3000 об/мин.
Также из отличий двигателя можно назвать применение маховика 2110, который имеет больший момент инерции относительно маховика 2109.
Для сглаживания крутильных колебаний, а также увеличенный диаметр (с 190 до 200 миллиметров) под усиленное сцепление 2111/2112, способное передавать больший крутящий момент.
Еще, по некоторым версиям, коленвал устанавливался 2112, который выполнен более качественно относительно 2108 и способен выдержать большие нагрузки.
Двигатели 21084 - 1.6 л
Существовал мелкосерийный двигатель 21084 объемом 1,6 литра, выпускавшийся опытно-промышленным производством АвтоВАЗа.
О двигателе крайне мало информации, тем более, правдивой. Известно, что он имел свой блок с номером, начинавшимся на 21084, но при этом отливка блока была все равно 21083.
Блок имел увеличенную высоту на 1,4 миллиметра.
Применялись поршни 21213 диаметром 82,0 миллиметров, шатун 2110, коленвал с ходом 74,8 миллиметров. Распредвал - то ли 2110, то ли другой, со своими профилями кулачков (об этом точной информации нет). ГБЦ модифицирована по камере сгорания.
Мощность карбюраторной версии составляла 82 л.с. при 5600 об/мин, момент - 124 Нм при 3600 об/мин.
Существовала также инжекторная модификация 21084-20 с характеристиками 86 л.с. при 5600 об/мин и 130 Нм при 3600 об/мин.
Двигатели 11183/2114 - 1.6 л
Следующим вариантом развития многострадального двигателя 2108 стали модификации 21114 и 11183 объемом 1,6 литра.
Это, по сути, два идентичных мотора, но все же с небольшими отличиями. И так, на обеих версиях блок увеличенной высоты - до 197,1 мм (по неофициальным данным, имеет чуть более прочный материал).
Коленвал так называемый "калиновский" 11118 с ходом 75,6 мм. Долго не мог понять, почему же выбран был именно такой ход, пока не начал изучать двигатель 21084.
И тут меня осенило, что все до банального просто - чтобы не делать свои поршни или шатуны для данного мотора, ход просто подогнали под существующие ШПГ от 1,5-литровой версии, для того чтобы получить в итоге 1,6 литра.
Существует мнение, что двигатели 21114 и 11183 производились в разных моторных цехах, отсюда и получили разные индексы, но на самом деле все же отличия есть, а именно:
- 1. На большинстве моторов 11183 стоит поршневая 21083 с горячей посадкой поршневого пальца, тогда как на моторе 21114 всегда стоит поршневая 2110 с плавающим пальцем (но тут есть одно "но": на некоторых 11183 моторах более поздних годов выпуска встречается также 2110 ШПГ, но достаточно редко).
- 2. На моторе 11183 стоит маховик 2109 со сцеплением 11183 (то есть усиленным 2109) диаметром 190 миллиметров, тогда как на двигателе 21114 стоит маховик 2110 с более мощным сцеплением 2112 диаметром 200 миллиметров.
ГБЦ может быть установлена двух типов: 11118 либо 21114. Для компенсации степени сжатия объем камеры сгорания относительно 21083 ГБЦ увеличен с 23 до 26 кубических сантиметров.
Двигатель 1,6 от 1,5 литра легко отличить по пластиковому ресиверу 2111. ГРМ не претерпел кардинальных изменений, кроме шкива распредвала, у которого метка смещена на 2 градуса (да, это в виду увеличения высоты блока).
Мотор также безвтыковый, как и его 1,5-литровый собрат. Характерная особенность данных двигателей - это дизелящий звук работы на холостом ходу и перегазовках ввиду перекладки поршней в ВМТ и увеличенного монтажного зазора поршней.
По характеристикам информация тоже весьма противоречива.
Я думаю, это связано с тем, что были применены разные системы выпуска, поскольку встречались модификации с чугунным коллектором, инжекторными "штанами" и катализатором в полу, а также самым ужасным, по моему мнению, по конструкции - 11183 катколлектором, у которого тоже была куча модификаций.
В среднем мощность - 81 л.с. при 5200 об/мин, и крутящий момент - 120 Нм при 2500 об/мин.
Но, по неофициальным данным, двигатель 21114 имеет чуть больший крутящий момент - 122 Нм, ввиду меньших потерь ШПГ из-за плавающей посадки пальцев.
Двигатели 11183-50 (е-газ) 1.6 л (тяжелая поршневая)
Последующей переходной моделью стал двигатель 11183-50 - это ничто иное, как все тот же двигатель 11183, но с электронной дроссельной заслонкой (в простонародье "е-газ") и впуском/выпуском от 21116 (то есть от "Гранты").
Ввиду этих изменений мощность составила 82 лошадиные силы (а по другой версии - 84) при 5100 оборотах, а крутящий момент возрос до 132 Нм при 3800 оборотах, главным образом за счет более длинных каналов ресиверов.
И постепенно мы добрались до самых последних модификаций 16-клапанных двигателей.
Двигатели 11186/21116 - 1.6 л
Это модификации 11186 и 21116. Тут применена электронная дроссельная заслонка от 21116.
Самое главное отличие кроется в облегченной шатунно-поршневой группе.
Облегчение вместе с применением более тонких поршневых колец и вкладышей позволило уменьшить механические потери и повысить мощность и крутящий момент.
Данный мотор вышел вместе с началом производства "Гранты" на ижевском автозаводе в 2011 году. По непонятным причинам увеличена высота блока на 0,2 миллиметра относительно 11183 и 21114 и составляет 197,3 миллиметра.
Сам блок обратно унифицирован с 16-клапанными собратьями объемом 1,6 литра, имеет резьбу М10 под болты ГБЦ (на предыдущих версиях была резьба М12), а также масляные форсунки охлаждения поршней.
Прокладка ГБЦ металлическая, уменьшенной толщины - до 0,43 миллиметра (предыдущие версии использовали прокладку 21083 толщиной 1,05 миллиметра в сжатом состоянии).
Изменилась также ГБЦ, она имеет индекс 21116 и выполнена из более прочного сплава. Камера сгорания увеличена с 26 до 28 кубических сантиметров для компенсации степени сжатия, хотя степень сжатия тут выше и составляет 10,3 единицы.
Также, по непроверенной информации, слегка увеличен диаметр выпускных каналов.
Сам привод ГРМ изменен, имеет свои шкивы, помпу, новый ремень с полукруглым профилем зубьев и автоматический натяжитель ремня.
Этот двигатель легко отличить от модификации с тяжелой поршневой по щитку ремня ГРМ - тут он тоже другой.
Мотор изначально безвтыковый, так как поршень не имеет выборок под клапана. Мощность данного мотора составляет 87 л.с. при 5100 об/мин, крутящий момент - 140 Нм при 3800 об/мин.
Начиная с осени 2018 года двигатель обзавелся поршнями 11189, который имеет выборки под клапана, и мотор перестал быть втыковым.
На последних "Грантах" ФЛ был замечен другой пластиковый впускной ресивер под дроссельную заслонку, крепящийся на 3 винтах (ранее она была на четырех), а также не использовалось место под датчик ДТВ.
Двигатели 11189 - 1.6 л (Ларгус)
Существуют модификации 11189, которые, вроде как, ставились на "Ларгус", в котором вместо ДМРВ применяется ДТВ.
Также на этих моторах устанавливается новый катколлектор с более толстыми трубами экологического класса Евро-5. Вот и все, что мне известно о данных двигателях.
Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Рад был поделиться накопленной информацией!