Изношенные шины: насколько опасно ездить и какой уровень износа допустим.
Разбираемся, какие риски связаны с использованием шин с истёртым протектором и как к этому относятся правила дорожного движения.
Можно ли ездить на лысой резине
Давайте начнём с определения: «лысой» считается не только покрышка, на которой совсем стёрся рисунок. Это также шина, глубина протектора которой меньше допустимого значения.
В правилах дорожного движения чётко указано, какой уровень износа считается критическим, после которого резина перестаёт выполнять свои функции. Мы подробно рассматривали этот вопрос в отдельной статье. Напомним, что для легковых шин допустимая глубина протектора составляет 1,6 мм для летних шин и 4 мм для зимних.
Сколько можно проехать на лысой резине
Сразу отметим, что всё, о чём пойдёт речь далее, касается личной ответственности водителя. Важно понимать, что езда на изношенных шинах — это не только нарушение правил, но и реальная опасность как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.
Состояние шин зависит от двух факторов: остаточной глубины протектора и общего состояния. По мере износа шины теряют сцепление с дорогой, а также увеличивается риск разрыва корда. На начальном этапе износа на шине появляется «грыжа» — характерное вспучивание участка шины (обычно сбоку). Если продолжать ездить на таких шинах, особенно на высокой скорости или по неровной дороге, грыжа может лопнуть. Это приведёт не только к выходу из строя колеса, но и к потере управляемости на скорости, что может иметь серьёзные последствия.
Определить пригодность шин после того, как протектор стёрт ниже минимума, невозможно — слишком много факторов влияет на это. Например, дорогая резина, которая использовалась только в городе и редко выезжала за его пределы, может прослужить дольше, вплоть до полного истирания рисунка. А шины, которые использовались несколько сезонов на скоростной дороге с плохим покрытием, могут порваться даже при небольшом износе.
Фото лысой резины
Чем опасна лысая резина
Один из рисков езды на изношенных покрышках мы уже упомянули. Но вероятность разрыва — это не единственный источник опасности. Есть и другие аспекты, которые следует учитывать:
- Недостаточное сцепление на асфальте. Вопреки распространённому мнению, площадь контакта покрышки с поверхностью увеличивается по мере её износа (за исключением мокрой дороги, где из-за аквапланирования она уменьшается). Однако «цепкость» резины ухудшается из-за уменьшения высоты рисунка. Это связано с неоднородностью состава: чем ближе к основанию покрышки находится слой, тем хуже он «прилипает» к асфальту. И снижение сцепных свойств не компенсируется увеличением площади пятна контакта.
- Аквапланирование. Этот эффект возникает при быстром движении по мокрой поверхности. Вода не успевает отводиться от пятна контакта, и шина фактически теряет контакт с дорожным полотном. Чем меньше высота протектора, тем при меньшей скорости начинается явление аквапланирования.
- Скольжение на снегу и льду. Для зимней резины действует та же логика, что и для асфальта. С ростом износа растёт пятно контакта, но снижается сила сцепления. И второе всегда будет преобладать над первым. Кроме того, для зимней резины критически важна и высота самих шашек протектора, которыми колесо «вгрызается» в снежный покров.
- Пробуксовка в грязи. Здесь всё аналогично предыдущему пункту. Чем менее «зубастой» становится резина, тем хуже у неё зацеп и тем быстрее она замыливается вне дорог.
Можно ли избежать «облысения» покрышек
Чтобы продлить срок службы шин, следуйте простым рекомендациям:
- Соблюдайте сезонность. Мягкая зимняя резина быстро изнашивается на горячем асфальте, а летняя дубеет при минусовых температурах, что делает её опасной для использования.
- Избегайте пробуксовок и заносов.
- Не ездите часто по камням и льду на зимних шинах. Если вам приходится регулярно ездить в таких условиях, рассмотрите возможность приобретения внедорожных шин.
Штраф за лысую резину
В соответствии с правилами дорожного движения, за использование легковых шин с уровнем износа протектора, превышающим установленные нормы, предусмотрена административная ответственность согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Это правило распространяется и на другие виды транспорта, включая корпоративный и грузовой.