Возможно, в большей степени, чем любой другой тип американского вертолета Sikorsky H-19 (HRS) подтвердил военный потенциал использования вертолетов для переброски войск и припасов в реальных боевых условиях. Он появился в начале 1949 года как финансируемая частными компаниями модель S-55 после того, как прототип Sikorsky XHJS-1 не смог выиграть контракт на производство ВМС в конкурентной борьбе с тандемным винтом XHJP-1 Пясецкого. В полном отходе от общей компоновки, применявшейся на предыдущих вертолетах Sikorsky, в которых двигатель располагался под несущим винтом, S-55 расположил двигатель вперед в носовой части, чтобы разместить основную кабину близко к полностью загруженному центру тяжести вертолета. Такое расположение не только позволяло лучше контролировать вес и балансировку, но и обеспечивало лучший доступ к двигателю на уровне земли для технического обслуживания. Другие конструктивные новшества включали смещенные шарниры несущих винтов и органы управления несущими винтами с гидравлическим приводом, которые в совокупности позволили значительно снизить усилия на торможение.
Еще до того, как 10 ноября 1949 года состоялся первый полет S-55, ВВС США заказали пять тестовых образцов, таких как YH-19, которые прибыли для испытаний в начале 1950 года. В апреле 1950 года Военно-морское бюро аэронавтики (BuAer) заключило контракт на 10 S-55, которые будут оценены в качестве противолодочных под обозначением HO4S-1, плюс еще семь, специально оборудованных для поиска и спасания, для береговой охраны под названием HO4S-1G. Поскольку поставки HO4S-1 /-1G начались в конце 1950 года, BuAer заключила с Sikorsky второй контракт на поставку Корпусу морской пехоты еще 61 S-55 в качестве HRS-1, который отличался от HO4S-1 тем, что основная кабина была сконфигурирована для размещения восьми полностью экипированных военнослужащих вместо противолодочного оборудования, и первые образцы начали поступать в подразделения морской пехоты весной 1951 года. После успешных полевых испытаний двух YH-19 ВВС в Корее для выполнения поисково-спасательных задач в середине 1951 года Sikorsky получил контракт на 50 серийных моделей, аналогичных H-19A, поставки которых начнутся в том же году. В те же сроки, в середине 1951 года, Sikorsky получила еще три производственных контракта: BuAer заказала 101 HRS–2, отличающийся от -1 лишь небольшими деталями, которые были поставлены морской пехоте в 1952 году вместе с семью оборудованными для поиска и спасания машинами, которые поступили на вооружение береговой охраны как HO4S-2G; и армия заключила контракт на 72 вертолета, похожих на HRS-2 как H-19C. Когда испытания ВМС показали, что HO4S-1 недостаточно мощны для противолодочной обороны, в 1952 году Sikorsky представила улучшенный S-55 с более мощным двигателем Wright R-1300-3 мощностью 700 л.с. и гидромеханическим сцеплением, которое обеспечивало значительно улучшенное ускорение несущего винта, это привело к серии новых военных заказов: 108 вариантов противолодочной обороны для ВМС в виде HO4S–3; 23 варианта для поиска и спасания для береговой охраны в виде HO4S-3G; 264 варианта для поиска и спасания для береговой охраны в качестве HO4S-3G. Военно-воздушные силы как H-19B; 82 варианта, сконфигурированные для перевозки 10 военнослужащих для морской пехоты как HRS-3; и 301 вариант для перевозки грузов и медицинской эвакуации для армии как H-19D. В середине 1950-х годов 91 самолет HRS-2 морской пехоты, модернизированный для установки двигателей R-1300, вернулся в строй в качестве HRS-3. HRS-4 с двигателем Wright R-1820 мощностью 1025 л.с. был предложен, но так и не был построен. Помимо военных продаж в США, Sikorsky продал примерно 200 вариантов S-55 гражданским эксплуатантам и экспортным заказчикам, и еще 447 экземпляров были произведены по лицензии Westland в Великобритании, SNCASE во Франции и Mitsubishi в Японии.
С 1951 года H-19As и Bs ВВС США (переименованные в SH-19A и B) добавили повышенный уровень возможностей для операций воздушно-спасательной службы (ARS) и быстро вытеснили H-5 на корейском театре боевых действий. SH-19 несли службу во время конфликта, спасая обоих сбитых летчиков на море и суше и эвакуируя тяжелораненых солдат из прифронтовых районов в армейские полевые госпитали. После Кореи SH-19A и Bs выполнили сотни миссий ARS в поддержку спасательных операций и гуманитарной помощи по всему миру, пока в конце 1950-х их не заменили Kaman HH-43. SH-19A / Bs ВВС США, все еще находившиеся на вооружении в 1962 году, были переименованы в HH-19A/Bs. Во время проведения эксплуатационных испытаний в 1951 году позаимствованного H-19A ВВС США, армия быстро обнаружила, как можно использовать более крупные вертолеты для повышения мобильности в воздухе на поле боя. После преодоления первоначального сопротивления ВВС США их попыткам закупить “тяжелые” вертолеты, новые армейские H-19C начали прибывать в Корею в марте 1953 года, чтобы поступить на вооружение 6-й транспортной роты, где они немедленно приступили к переброске войск и припасов в поддержку 3-й дивизии. Впоследствии H-19C, а затем и H-19D сыграли важную роль в разработке доктрины и тактики армии в отношении использования грузовых и транспортных вертолётов на поле боя. H-19C/D оставались на вооружении армии до 1959–1961 годов, когда их заменили новыми Bell UH-1. В 1962 году оставшиеся на вооружении армии H-19A/B были переименованы в UH-19B/C.
Военно-морские варианты: Военно-морские HO4S-1 изначально оснащались HU-2 в 1951 году для проведения эксплуатационных испытаний, а позже небольшой отряд был переброшен в Корею на HU-1 для выполнения поисково-спасательных работ. HS-1, первая вертолетная эскадрилья противолодочной обороны ВМС, начала эксплуатироваться с HO4S-1 в 1952 году, но они были отозваны, как только на смену им прибыли более мощные HO4S-3, и HO4S-3 были оснащены еще четырьмя эскадрильями противолодочной обороны, пока их не заменили HSS-1 в конце 1950-х годов. Несколько HO4S-3 (UH-19F в 1962 году) и HRS–3 бывшей морской пехоты (CH-19E в 1962 году) впоследствии остались на службе ВМС в качестве спасателей, последние образцы были сняты с вооружения только в 1969 году. Поскольку поставки HRS-1, HRS-2 и HRS-3 морской пехоте продолжались с 1951 по 1953 год, для их приема были задействованы восемь новых вертолетно-транспортных эскадрилий (HMR). Первый, HMR-161, отправил свои HRS-1 в Корею для участия в боевых действиях в августе 1951 года, а месяц спустя, действуя с американского острова Сицилия (CVE-118), совершил самый первый воздушный десант с использованием боевых вертолетов. Варианты HRS оставались основой подразделений HMR морской пехоты, пока от них не отказались в пользу новых Sikorsky HUS-1 в период с 1957 по 1962 год.
Продолжение следует….
Поддержите канал-поставьте лайк.