Производители некоторых моторных масел сегодня с гордостью отмечают, что в составе их продукта есть молибден. В теории это хорошо, ведь молибден – модификатор трения, отвечает за противоизносные и противозадирные свойства масла. Он устойчив к коррозии и не боится перепадов температур, отлично обеспечивая теплоотвод. Кстати, многие производители делают отдельный молибденовый пакет присадок, чтобы улучшить масло без молибдена.
Но есть и другое мнение. Можно увидеть статьи, где говорят наоборот о вреде молибдена для мотора. Например, отмечают, что он может образовывать отложения на деталях двигателя, вплоть до закоксовки поршневых колец и крайне плохо взаимодействует с кальцием.
Мы пригласили химика бренда Havens обсудить этот вопрос и разобраться, что тут правда.
Внимание! Сейчас будет СПОЙЛЕР:
Если свести всю теорию к одной фразе, то вот она: раньше молибден был плохой, сейчас технологии поменялись, и он хороший.
Кому этой информации достаточно, можно пролистать статью до раздела с преимуществами современных молибденовых масел, а потом заказать своему железному коню что-то молибденовое, залить и ездить со спокойной душой:)
Но если вы хотите досконально разобраться в вопросе, то поехали.
Откуда у молибдена ноги растут
Впервые молибден (Mo) в масла стали добавлять в начале XX века в военную технику, чтобы продлить работу двигателя, когда смазка уже на нуле. Это было соединение молекул молибдена и серы (MoS2) — дисульфид молибдена. Он обеспечивал защитную пленку на металлических деталях двигателя, защищая их от преждевременного износа.
Однако при всей своей пользе, дисульфид молибдена представлял собой твердые частицы крупных размеров. И эти самые частицы при работе мотора проникали на поверхности трущихся деталей и в зазоры между ними, а также оседали на других «ненужных» участках, что приводило к образованию отложений и закоксованности двигателя. Если в 70-х годах для старых масел и моторов это еще считалось приемлемым, то с развитием автопрома и автохимии превратилось в самый настоящий вред.
Да и современные масла шагнули далеко вперед: в их составе появились моющие компоненты с большим содержанием кальция. Что пришлось «не по душе» дисульфиду молибдена — вступая в реакцию с соединениями кальция, MoS2 образовывал агрессивную среду для металлических элементов, засорял масляный фильтр. Плюс такое масло приходилось менять чаще, каждые 5-7 тыс.км. Иначе из MoS2 выделялась сера, что приводило к коррозии деталей, а окись молибдена превращалась в абразив.
Всё это и породило слухи о вреде молибденовых масел для ДВС.
Молибден молибдену рознь
Однако не все масла с молибденом вредны.
У неорганического дисульфида молибдена нашлись органические «оппоненты» — двухатомные дитиокарбамат молибдена (MoDTC) и дитиофосфат молибдена (MoDTP) Они являются более эффективными модификаторами трения и, что немаловажно, безопасны для двигателя. А масла, имеющие в составе пакета присадок такие элементы, соответствуют стандартам API, ILSAC.
Основное отличие «органики» от дисульфида молибдена в том, что органические соединения полностью растворяются в масле, улучшая его характеристики. В результате мы получаем моторное масло с прекрасными антифрикционными, противозадирными и противоизносными качествами без вреда для ДВС.
Преимущества масел с органическим молибденом
- эффективнее снижают трение;
- частицы молибдена не оседают на элементах двигателя, растворяясь в масле;
- образуют прочный дополнительный слой твердой смазки;
- обеспечивают стабильность масляной пленки при регулярном использовании масла;
- могут применяться при низких температурах;
- длительно сохраняют нормальную циркуляцию во всех узлах мотора;
- снижают нагрев деталей в зоне трения, в том числе при повышенных нагрузках;
- защищают от задиров, продлевая срок службы ДВС;
- повышают КПД двигателя;
- снижают шумность мотора;
- экономят топливо.
Сегодня органический молибден можно встретить лишь в качественных синтетических моторных маслах.
Молибден и Havens
В большинстве рецептур масел Havens используется органический молибден в сочетании с бором. Благодаря этому удается добиться сразу нескольких преимуществ — снизить расход топлива, а также сделать работу двигателя тише. Чего нет в продуктах без молибдена.
Органический молибден входит в пакет присадок не только полновязких (5W30, 5W40), но и маловязких (0W20) масел Havens. Эти масла прекрасно подходят для японских, корейских, американских автомобилей, эксплуатируемых в условиях плотного городского трафика, а также для атмосферных, турбированных ДВС и гибридов.
Масла бренда Havens защищают мотор от износа и загрязнений, снижают трение и повышают энергосбережение благодаря современному пакету присадок. Физико-химические свойства и элементы присадок наших масел отражены в протоколах испытаний, которые доступны на сайте https://havenslubricants.ru/protocols/
В заключение
Как видим, есть масла без молибдена, с дисульфидом молибдена и с органическими соединениями молибдена. И как польза, так и вред для мотора от каждого своя. Так что не стоит лить все масла «в одну канистру».
Дисульфид молибдена спасал старые авто в прошлом веке. А современным автомобилям эта добавка уже не по вкусу. Чего не скажешь о маслах с органическим молибденом (MoDTC, MoDTP).
Выбирайте качественное синтетическое моторное масло у проверенных производителей. Не забывайте своевременно менять масло и масляный фильтр. И тогда никакие «байки» о молибденовом масле будут не страшны.