Найти в Дзене
Материк книг

Родные, но не близкие. "Под розами" Оливье Адана - книга о братьях и сестрах

Оглавление

Трое взрослых детей. У каждого своя версия детства.

Сюжет

Франция. Наши дни. Антуан и Клер приезжают на похороны отца в дом, где прошло их детство. Главная интрига - приедет ли Поль, блудный сын. Много лет назад он поссорился с отцом.

Кинорежиссер Поль много раз в своих фильмах обращался к теме детства, черпая вдохновение в прошлом. Это вызывает бурные протесты у его брата Антуана. Сестра Клер относится к подобным экспериментам Поля, скорее, нейтрально и с любопытством.

Он приезжает. Семья объединяется на три дня, в течение которых они вспоминают, высказывают, что накопилось, размышляют о будущем. В третьей части Поль рассказывает читателю свою версию отношений с отцом, которая несколько меняет мнение о нем. Брату и сестре известно далеко не все.

Впечатления

Адан - известный во Франции писатель, на русском публикуется впервые. Книга кинематографична, хотя построена как пьеса - в ней три акта и сцены. Герои много разговаривают, еще больше думают, вспоминают, анализируют, ссорятся, снова общаются как ни в чем не бывало. Как в арт-хаусных фильмах.

-2

Ничего особо глубокого в книге нет. Так, обычное французское щебетанье. Но некоторые мысли показались мне интересными. Например, что у детей в одной семье были немного разные родители и немного разное воспитание, особенно если между ними довольно большая разница в возрасте.

Разный темперамент, способности, стиль общения детей вызывают в родителях совсем разные ощущения и, в соответствии с этим, разную реакцию на те или иные поступки или поведение.

Так, Поль приводит свой разговор с отцом:

-3

И так всю книгу. Они анализируют отношения друг с другом и с родителями, вставляя между делом какие-то факты о себе.

Еще одна тема книги - этично ли использовать какие-то моменты из детства в творчестве? Писатель или режиссер - могут ли они, не испортив отношения с семьей, делать такое?

Филипп Рот говорил: писатель в семье - смерть для семьи.

Антуан уверен, что Поль просто издевается, а Поль говорит, что ему все мерещится, это вовсе не про их семью. Но и сам Поль признает, что он ненадежный рассказчик. Даже вспоминая об отце, он не может точно сказать, были ли эти разговоры или он придумал их? Где заканчиваются границы творчества, они настолько размыты у Поля, что он уже совсем потерялся.

-4

Есть теория, что если в семье трое детей, то старший - серьезный, средний - миротворец, младший - баловень и любимчик. Здесь старшая и серьезная Клер, она же пытается всех мирить, младший Антуан. Он хорошо зарабатывает, но в чем-то так и остался маленьким мальчиком, который застрял в своих 16-ти, не может наладить личную жизнь и злится. А богемный Поль оказывается самым жестким из них и самым, в итоге, похожим на отца. Не поэтому ли они так яростно ссорились.

Не обошлось и без доли рассуждений на тему "куда катится старая добрая Франция". Поль неожиданно ударился в ностальгию, он не видит себя в этом современном мире, хотя раньше уверено смотрел в будущее. В общем, здесь и кризис среднего возраста, причем у всех троих.

Ну и про название - такое поэтичное. А означает, что их отец теперь лежит "под розами", с которыми провожали его в последний путь.

Интересная, но не самая захватывающая книга.

Цитаты

Почему на работе, перед коллегами, делаю вид, что я такой же, как они, что презираю такую жизнь? Обычную жизнь. Как будто есть какая-то еще. Как будто у кого-то на складе завалялось что-то другое, посолиднее. Какая-то серьезная, долгосрочная альтернатива.

Немного феминизма) Дочь будит посреди ночи именно мать, а не отца, когда у нее болит голова. Клер размышляет:

Насколько ничего не меняется в конечном счете. В смысле с отцами. Их ни в коем случае нельзя отвлекать, раздражать, создавать им неудобства, перечить - ненужное вычеркнуть. У нас у всех так было.

Читаете подобную литературу?