Найти в Дзене
Транспортная планета

"Выставочный" троллейбус ТБЭС

Оглавление

Всем привет! Сегодня поговорим об одной из самых интересных моделей троллейбусов, которая когда либо работала в столице. А разговор пойдет о специальной модели, которую создали для работы на территории ВСХВ-ВДНХ - это "выставочный" троллейбус ТБЭС.

г. Севастополь, троллейбус ТБЭС, маршрут № 2, фото: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8036166
г. Севастополь, троллейбус ТБЭС, маршрут № 2, фото: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8036166

История

В 1954 году после реконструкции открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ныне ВДНХ). Для перемещения по территории выставки была построена троллейбусная линия полукругом огибавшая территорию выставки. На выставочный маршрут "В" по территории ВСХВ первое время работали специально построенные в Энгельсе троллейбусы МТБ-ВСХВ, созданные на базе классических машин МТБ-82Д. Но несмотря на улучшения троллейбус МТБ-82 к середине 1950-х годов устарел как по технической части, так и по дизайну. Для выставки достижений требовался и соответствующий троллейбус. В 1955 году конструкторами завода СВАРЗ был создан "троллейбус для ВСХВ". В том же году первые два опытных экземпляра проходили испытания во 2-ом троллейбусном парке столицы. После чего комиссией было рекомендовано начать серийное производство. Модель получила название ТБЭС. К концу 1956 года завод выпустил уже 18 экземпляров. Все машины работали во 2-ом троллейбусном парке Москвы. Таким образом уже в 1956 году все МТБ-ВСХВ были заменены на выставочные ТБЭС.

В апреле 1956 года один из троллейбусов ТБЭС работал в качестве экскурсионного на улице Горького. В связи с избытком "выставочных" машин в июне 1957 года первый ТБЭС начал работу на 4-ом маршруте. С этого времени ТБЭС можно было встретить и на других маршрутах столицы.

В 1957 году было собрано 2 троллейбуса ТБЭС для Ленинграда, а в 1958 году еще один экземпляр был построен для Севастополя. Еще один ТБЭС был построен в 1959 году - на аккумуляторах, как бы сейчас сказали - электробус. Он работал на маршруте до аэропорта "Внуково". На этом выпуск "выставочного" троллейбуса было свернуто. На его смену СВАРЗ начал выпускать городскую модель - МТБЭС - модернизированный вариант ТБЭС под условия городских маршрутов.

1959 г., г. Севастополь, троллейбус ТБЭС, маршрут № 6, автор фото А. В. Баженов, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17468479
1959 г., г. Севастополь, троллейбус ТБЭС, маршрут № 6, автор фото А. В. Баженов, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17468479

В 1961-1962 (по другим данным в 1970 году) троллейбусная линия на ВДНХ была закрыта и разобрана, а маршрут № В - отменен. Троллейбусы ТБЭС прошли модернизацию и вышли работать на городские маршруты. В это же время часть машин были переданы в другие города - Ярославль, Житомир, Харьков и Севастополь. К 1962 году в столице осталось 9 ТБЭС. В ходе эксплуатации эти машины перестраивались и все больше становились похожими на МТБЭС. Большая часть ТБЭС была списана в 1971 году, а последний троллейбус с № 404 был отстранен от работы в 1973 году.

Конструкция

Сама по себе конструкция троллейбуса ТБЭС уникальна. В машине применялось большое количество пластика и гнутого стекла. Вместо стекол вдоль мест для пассажиров были установлены пластиковые шторки, которые в хорошую погоду можно было отодвинуть и наслаждаться видами выставки. Большой обзор давала так же наполовину прозрачная крыша ТБЭС. На передке троллейбуса был установлена эмблема ВСХВ. Бампера были выполнены из хромированной стали. Вдоль кузова проходили широкие гофрированные молдинги.

г. Баку, троллейбус ТБЭС, источник: https://ourbaku.com/index.php/Файл:Dom_profess.jpg
г. Баку, троллейбус ТБЭС, источник: https://ourbaku.com/index.php/Файл:Dom_profess.jpg

Несмотря на уникальность дизайна в основе конструкции ТБЭС лежала рама и электрооборудование классического МТБ-82Д. Эту раму удлиняли на МТрЗ для увеличения длины кузова.

1961 г., г. Москва, ул. Димитрова, троллейбус ТБЭС, источник: https://pastvu.com/_p/a/b/8/b/b8bf58755343f18a2d44d421e2035ac9.jpg
1961 г., г. Москва, ул. Димитрова, троллейбус ТБЭС, источник: https://pastvu.com/_p/a/b/8/b/b8bf58755343f18a2d44d421e2035ac9.jpg

В салоне троллейбуса имелось 32 мягких сидения, обитых велюром. Между сидения была уложена ковровая дорожка. На широкой стойке между задними окнами было установлено зеркало. В связи с работой выставки только в летнее время на ТБЭС отсутствовало отопление. Освещение - люминесцентное, что на тот период времени было редкостью.

***

Конечно в середине 1950-х годов ТБЭС выглядел очень футуристично: большое остекление, гнутые стекла, использование хромирования и комфортный салон. Передовой троллейбус для выставки достижений.

Но были и у ТБЭС недостатки. Основной была такая же проблема, как и у МТБ-82Д: короткая рама и устаревшее электрооборудование. Остальные проблемы всплыли после начала работы ТБЭС на городских маршрутах. Например, узкие двери тормозили посадку и высадку пассажиров, да и сам дверной привод зачастую выходил из строя. Машина предназначенная для экскурсионных целей не имела поручней, а в узком проходе трудно было разойтись встречным пассажирам. Так же в ТБЭС было холодно из-за отсутствующего отопления и большого остекления. Если эти проблемы решались при проведении ремонтов, то вот главный недостаток решить было по силом только в рамках большого заводского ремонта. Удлиненный кузов ТБЭС при больших нагрузках на городских маршрутах трескался и терял прочность. Поэтому одной из идей решения данных проблем было создание нового троллейбуса с полученными наработками от эксплуатации ТБЭС - так с 1958 года начался серийный выпуск троллейбуса МТБЭС. Но это уже тема совсем другой статьи. Интересно, что входе проведения ремонтов ТБЭС многие машины становились внешне похожими именно на МТБЭС.

Известно, что в 1958 году на Киевском заводе электротранспорта по чертежам завода СВАРЗ собрали 2 троллейбуса ТБЭС, которые получили обозначение "Киев-1".

Всего в мире сохранился всего лишь один троллейбус ТБЭС. Экземпляр, построенный в 1957 году был найден в качестве сарая в 1991 году и был восстановлен на родном заводе в 1999 году.

Несмотря на малое количество построенных экземпляров, уникальный дизайн троллейбусы ТБЭС можно считать большой вехой в истории отечественного троллейбусостроения и московского троллейбуса в частности.

24 июня 1957 г., г. Ленинград, Невский просп., маршрут № 1, троллейбус ТБЭС, автор фото В. Кисилев, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=47518860
24 июня 1957 г., г. Ленинград, Невский просп., маршрут № 1, троллейбус ТБЭС, автор фото В. Кисилев, источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=47518860

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Фотографии взяты сайтов PastVu, Госкаталог, Музеи Москвы и Наш Баку.

Почитайте другие статьи о троллейбусах:

Троллейбусы | Транспортная планета | Дзен