Сегодня знакомимся с еще одним легендарным советским троллейбусом. ЗиУ-5 символ городов 60-х годов XX века. А так же это первая серийная модель собственного производства Завода имени Урицкого.
История
С 1946 года в Советском Союзе выпускался троллейбус МТБ-82, с 1951 года его производство было перенесено с Тушинского авиазавода на специализированный троллейбусный завод имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области. МТБ-82 был довольно качественным и неприхотливым троллейбусом, но имел ряд существенных недостатков, таких как: низкая вместимость, устаревшее электрооборудование, тяжелый ход, узкие двери, малокомфортный салон. При этом после войны троллейбусное движение активно развивалось, открывались новые маршруты, новые троллейбусные хозяйства в городах страны. Поэтому требовалась принципиально новая более вместительная и современная машина.
В 1955-1958 годах Завод имени Урицкого выпускал опытную модель ТБУ-1, на которой были решены основные недостатки МТБ-82. ТБУ-1 стал более большим и как следствие более вместительным. Окна стали большими, стал более современным и его дизайн. На ТБУ-1 был установлен более мощный двигатель ДК-204б, а вместо непосредственной системы управления стала устанавливаться реостатно-контакторная система управления. Всего было построено 10 машин: 9 для Москвы и 1 для Ленинграда. Главным недостатком ТБУ-1 стала низкая жесткость кузова, что приводило к провисанию заднего свеса. Из-за этого ТБУ-1 в серию так и не пошел.
Выявленные недостатки ТБУ-1, а так же новшества были решены на новой модели ЗиУ-5. Первый троллейбус был построен в 1959 году. После успешных испытаний прототипа началось серийное производство ЗиУ-5. Первая партия ушла для работы в столичный 2-ой троллейбусный парк. В 1961 году был снят с производства троллейбус МТБ-82Д, что позволило расширить производство ЗиУ-5.
В ходе производства изменения вносились в конструкцию машины. Так в 1960 году пневматический привод был заменен на электрический, а лобовое стекло стало цельным.
Выпуск ЗиУ-5 на заводе продолжался вплоть до 1972 года, когда его сменил ставшим еще более массовым троллейбус ЗиУ-682. По мере обновления подвижного состава городов старые ЗиУ-5 заменялись на новые ЗиУ-682, что привело к выводу ЗиУ-5 из эксплуатации во второй половине 1980-х годов. Последние троллейбусы ЗиУ-5 закончили работу в Ленинграде в 1993-1994 годах.
Модификации
ЗиУ-5 выпускался в нескольких модификациях:
Первая серийная модификация ЗиУ-5 выпускалась с 1959 до 1966 год. С 1966 года началось производство ЗиУ-5Г. На этих троллейбусах внесены небольшие изменения в оборудовании и дизайне. Так на этих машинах появился маршрутоуказатель "скворечник" на задней стенке. С 1968 года его сменила новая модификация ЗиУ-5Д. Этот троллейбус отличался установкой венгерского моста "Raba".
В 1966-1968 году выпущены единичные экземпляры модификации ЗиУ-5Е, отличающиеся наличием средней двери.
В 1964-1969 годах выпускалась опытная модель ЗиУ-7. Это троллейбус среднего класса, созданный на базе ЗиУ-5 и имевший общий с ним дизайн, а так же электрооборудование. Всего было построено 10 экземпляров. Такие троллейбусы работали в Чебоксарах, Москве, Воронеже, Ставрополе, Кирове и Оренбурге.
Конструкция
Итак, что же представлял из себя троллейбус ЗиУ-5?
Кузов троллейбуса собран из гнутых профилей и обшит алюминием, прикрепленных к раме заклепками (наследие от предшественника МТБ-82)
Отделка салона выполнена фанерой, пол - дощатый, покрытый резиновым покрытием. Поручни - хромированные, на первых экземплярах в салоне устанавливались часы. По мере выпуска машин хромированные поручни были заменены на металлические, обтянутые пластиком. Так же в процессе производства отделка салона стала выполнятся из пластиковых панелей. Устанавливались сиденья диванного типа с обоих сторон. У задней площадки имелась накопительная площадка. В салоне было 35 мест для сидения. Общая пассажировместимость достигала 122 человек.
Троллейбус имел 2 дверных проема, в начале и конце машины. В каждом проеме по 2 створки.
Для работы троллейбуса устанавливалось пневмооборудование, благодаря которому производилось торможение машины, а так же облегчало руление.
Троллейбус оборудовался двигателем ДК-207А. Система управления - реостатно-контакторная, автоматическая косвенная.
ЗиУ-5 оснащались пневматическим, электрическим и стояночным тормозами.
***
За 13 лет производства троллейбусов ЗиУ-5 выпущено более 16 тысяч экземпляров, которые работали практически во всех троллейбусных хозяйствах того времени и даже поставлялись за рубеж: в венгерский Будапешт и колумбийскую Боготу.
Для 1960-х годов ЗиУ-5 был верхом совершенства. После небольших, тесных МТБ-82 машины ЗиУ-5 казались огромными. Большая задняя площадка, а так же широкие дверные проемы позволяли перевозить в троллейбусе ЗиУ-5 детские коляски.
Троллейбус имел большое количество новшеств впервые применённых в отечественном троллейбусостроении - косвенная РКСУ, несущий кузов, разделение электроцепей на высоковольтную и низковольтную.
Одним из главных недостатков для пассажиров было отсутствие средней двери для такого большого транспортного средства: в часы пик было тяжело протиснутся к выходу из середины салоны ЗиУ-5.
С точки зрения эксплуатации на троллейбусах ЗиУ-5 были проблемы с прочностью кузова. На наиболее напряженных местах возникали трещины, что приводило к излому каркаса машины. Впрочем такая же проблема была и на опытном троллейбусе ТБУ-1.
К сожалению до нашего времени способные самостоятельно передвигаться троллейбусы ЗиУ-5 сохранились только в нескольких транспортных музеях: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, и даже в музее общественного транспорта Будапешта. В ряде городов в качестве памятника троллейбусу установлены именно ЗиУ-5.
Электрооборудование ЗиУ-5 было на столько хорошо продумано, что вплоть до начала 2010-х годов еще устанавливалось на российские троллейбусы, а легендарные советские троллейбусы ЗиУ-682 по конструкции электрооборудования практически не отличались от своего предшественника. Если бы не кузов низкого качества, то ЗиУ-5 бы до сих пор бороздил улицы российских, и не только городов.
Фотографии взяты с замечательного сайта PastVu.
Спасибо, что прочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие статьи о моделях троллейбусов: