Доброго времени суток, дорогие друзья! Наверное не многие знают, что в Ярославле производили троллейбусы, причем задолго до появления этого вида транспорта в городе. О первой модели троллейбуса. выпускавшейся в этом старинном городе мы сегодня и поговорим.
История
С 1933 года, когда было открыто троллейбусное движение в столице выпускались троллейбусы серии ЛК. За 2 года сменилось несколько поколений троллейбусов от самого примитивного ЛК-1 до более современного ЛК-5. Но не техническое оснащение машин серии ЛК, не их полукустарное производство не могли удовлетворить потребности Москвы, где активно развивалась троллейбусная сеть, так же были планы по запуску троллейбусного транспорта в других городах СССР. Для этого было необходимо наладить массовое производство троллейбусов. К тому же в 1935 году запускается движение троллейбусов в Киеве, а в 1936 году - в Ростове-на-Дону. Организовать производство новых троллейбусов было решено на Ярославском автомобильном заводе, который для троллейбусов ЛК поставлял шасси. Так же при заводе было организовано конструкторское депо. В проектировании кроме специалистов Ярославского завода участвовали инженеры НАТИ, ЗиСа и завода "Динамо".
Перед конструкторами стояла задача создать современный троллейбус большей вместимости, который мог бы вывезти много пассажиров. Троллейбус должен был заменить на городских улицах трамвай и взять на себя его пассажиропотоки.
Работа по созданию первого ярославского троллейбуса началась в 1935 году, когда из Великобритании в Ярославль были доставлены троллейбусы, ставшие образцом при создании советского троллейбуса. Даже внешний дизайн был позаимствован у британцев.
Конструкторы ЯТБ-1 взяли за основу грузовик ЯГ-4. В частности от него в троллейбусе использовали колеса, шины, рулевое управление и ряд других узлов. В производстве деревянных элементов кузова участвовали Коломенский вагоностроительный завод и завод СВАРЗ.
Первый троллейбус был выпущен 25 июля 1936 года. После прибытия в столицу вышел на маршрут 5 августа. После чего началось серийное производство ЯТБ-1. Кроме Москвы новые троллейбусы поступали в Ленинград, где они открывали троллейбусное движение 21 октября 1936 года. Кроме столиц, эти троллейбусы работали в Ростове-на-Дону, Тбилиси и Киеве. Серийный выпуск продолжался до весны 1938 года (по некоторым данным до осени 1937 года). Уже в 1937 году в Ярославле было налажено производство доработанной модели ЯТБ-2. Всего было построено 450 экземпляров модели ЯТБ-1.
В 1941 году из Москвы были эвакуированы троллейбусы ЯТБ-1 в Куйбышев (Самара), Челябинск, Свердловск (Екатеринбург). Бывшие москвичи в этих городах открыли троллейбусное движение. В Кирове открывали движение ленинградские ЯТБ-1, переданные туда в 1943 году. А в 1945 году несколько машин ЯТБ-1 были переданы в Варшаву, в том числе троллейбус с заводским № 1.
Пережившие войну многие ЯТБ-1 уже требовали проведения ремонта. Так в 1946 году на Московском троллейбусно-ремонтном заводе и Тушинском авиазаводе началась модернизация ЯТБ-1 в модель ЯТБ-1М. Изменения коснулись электрооборудования и системы торможения. Деревянная крыша заменялась на металлическую, устанавливались новые более комфортные сидения. По своему оборудованию троллейбус соответствовал модели ЯТБ-5. Всего до 1948 года новую жизнь получили чуть менее 100 ЯТБ-1.
Большая часть московских ЯТБ-1 ушли с городских улиц конце 1940-х годов. Им на смену приходили более современные троллейбусы тушинского завода МТБ-82. Не дольше проработали и ЯТБ-1М. Все они были списаны в 1949-1951 годах. Последние московские ЯТБ-1 были отправлены в утиль в 1952 году. Большая часть ленинградских ЯТБ-1 пострадала во время блокады и была списана в 1944 году, те машины что остались проработали на маршрутах до 1954 года. Примерно в это же время были утилизированы троллейбусы ЯТБ-1 в Кирове и Ростове.
Конструкция
Как и у троллейбусов серии ЛК кузов был деревянным, обшитый снаружи стальным листом. Рама была склепана из стандартных швеллеров. В качестве токоприемников использовались штанги с роликами.
Электрооборудование поставлял завод "Динамо". В частности на ЯТБ-1 устанавливались двигатели ДТБ-60 с мощностью 60 кВт, который достался в наследство от серии ЛК. Доработанное оборудование впервые было установлено на троллейбус ЛК-4 № 56.
Троллейбус имел 2 дверных проема в начале и конце машины. Устанавливались двухстворчатые ширмовые двери.
Троллейбус имел увеличенное количество ламп для освещения, большее количество печей отопления. В задней части имелся прожектор, направленный на освещение проводов.
Главным новшеством ЯТБ-1 была пневматика, использовавшаяся при торможении, работе стеклоочистителей и дверей. Это был первый опыт автоматического открывания дверей на наземном транспорте.
Для уменьшения шума вместо шестеренчатой передачи начали использовать червячную.
Троллейбус ЯТБ-1 имел 3 типа торможения: барабанный тормоз на трансмиссию, ручные тормоза на все 4 колеса, а так же пневматическое торможение на все 4 колеса.
Для уменьшения веса троллейбуса опустили пол в проходе между сиденьями. Для этого электродвигатель, карданный вал и центральный редуктор сместили влево (под левый ряд сидений).
Кузов троллейбуса с внутренней стороны обивался фанерой. В качестве сидений использовались двухместные диваны с планировкой 2+2. Вместимость - 34 места для сидения при общей вместимости 55 человек.
***
Нельзя сказать, что ЯТБ-1 был большим прорывом в отечеством троллейбусостроении. Но главное, чего добились - это массовое производство троллейбусов, созданных конструкторами "не на коленке".
Среди недостатков выделяли неудачное расположение высоковольтного оборудования, которое подвергалось воздействию осадков. Часто из строя выходил червячный привод, а так же происходил излом полуосей. Руль не имел усилителя из-за чего водить и маневрировать на такой многотонной машине было очень тяжело. Головной болью были роликовые токоприемники, которые при большой скорости троллейбуса ломались и требовали замены.
Но все же главный недостаток ЯТБ-1 - это деревянный кузов, из-за которого был не только большой вес машины, но и низкая прочность. Трудно представить, но ЯТБ-1 весил 9,5 тонн, а с пассажирами и вообще 13.
Среди достоинств можно отметить применение пневматики, автоматизацию открытия дверей, большее количество отопителей и освещения салона. За счет смещения двигателя и кардана на левую сторону уменьшилось количество ступенек при входе в троллейбус.
В нашей стране сохранился всего 1 троллейбус данной модели. Троллейбус ЯТБ-1 1936 года был найден на одном из дачных участков в Ленинградской области в 1996 году. После длительной реставрации ЯТБ-1 № 44 на борту занял свое место в коллекции музея электротранспорта Санкт-Петербурга, а так же он обязательный участник всех троллейбусных парадов в северной столице.
Фотографии взяты с замечательного сайта pastvu.com
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о моделях троллейбусов: