Найти тему

Первый советский троллейбус ЛК-1

Оглавление

15 ноября Московский троллейбус отметил бы 88 день рождения. Не смотря на это, российскому троллейбусу все же исполнилось 88 лет. Первую машину, которая открывала движение 15 ноября 1933 года конструкторы создавали с нуля, не имея ни какого опыта - о нем, первом советском троллейбусе ЛК-1 мы сегодня и поговорим.

г. Москва, 1933 г., кольцо "Окружная ЖД", троллейбус ЛК-1 № 2, который открывал движение 15 ноября 1933 года, фото: https://pastvu.com/p/8398
г. Москва, 1933 г., кольцо "Окружная ЖД", троллейбус ЛК-1 № 2, который открывал движение 15 ноября 1933 года, фото: https://pastvu.com/p/8398

История

Так как троллейбус - штука была новая для СССР, разрабатывать его пришлось с нуля. Разработку первой "рогатой" машины было поручено НАТИ (Научно-исследовательский тракторный институт). Сборка первого троллейбуса была налажена на ЗиСе уже из готовых элементов: шасси поставлял Ярославский автомобильный завод, кузов делал сам ЗиС, а электрооборудование производил завод "Динамо". Первые и последние 2 экземпляра были собраны в начале ноября 1933 года. 4 ноября прошли пробные рейсы по новой линии по Ленинградскому шоссе, а 15 ноября у новых машин начались трудовые будни, открывал движение троллейбус с бортовым № 2, т.к. с бортовым № 1 провалился под пол в гараже. Но при этом 2-ая машина больше находилась в ремонте, чем работала.

К концу года уже на СВАРЗе было собрано еще 2 троллейбуса, но отличные по конструкции, они получили заводское обозначение ЛК-2.

А первые два московских троллейбуса ЛК-1 успешно проработали на линиях до 1940 года, когда были списаны.

Кстати, немного про наименование модели. Семейство троллейбусов ЛК получило имя в честь инициатора запуска троллейбусного движения в столице - Лазаря Когановича.

1935-1936 гг., г. Москва, Охотный ряд, троллейбус ЛК-1, фото: https://pastvu.com/p/1168724
1935-1936 гг., г. Москва, Охотный ряд, троллейбус ЛК-1, фото: https://pastvu.com/p/1168724

Конструкция

Так, что же из себя представлял первый советский троллейбус?

При создании троллейбуса Ярославский автозавод взял шасси производившихся в это время время грузовиков ЯГ-1. Машине была необходима несущая рама, которая брала на себя всю нагрузку, как установленного оборудования, так и вес пассажиров.

Кузов троллейбуса ЛК-1 представлял из себя деревянный каркас, обшитый стальными листами снаружи и фанерой изнутри. В салоне 2 ряда мягких сидений, накопительные площадки отсутствовали. Троллейбус имел 2 ширмовые двери - впереди и сзади машины, открывались вручную. Для отопления салона имелись калориферы, а для проветривания в жаркую погоду - вентиляторы. Поручни в салоне были никелированные, а отделка сидений выполнена из кожзаменителя. Одной из интересных особенностей ЛК-1 были сетки для багажа, размещенные над местами для сидения. Троллейбус был выкрашен в темно-голубой цвет с оранжевой обводкой и верхом. На лобовой части разместилось 2 фары, а между ними в круге бортовой номер машины (№ 1 или 2). Троллейбус вмещал 55 пассажиров, из них 37 размещались на местах для сидения.

1933 г., г. Москва, Тверской путепровод, троллейбус ЛК-1. фото: https://pastvu.com/p/1404840
1933 г., г. Москва, Тверской путепровод, троллейбус ЛК-1. фото: https://pastvu.com/p/1404840

Так же стало традицией и педальное управление троллейбуса, впервые приименное на ЛК-1. При этом надо не забывать на всех советских, и практических всех российских трамваях управление - ручное с помощью ручки контроллера. На первом же троллейбусе от этого отказались в пользу педалей.

Система управления - контакторная (КСУ). Устанавливался двигатель ДТБ-60 мощностью 60 кВт.

Отличался ЛК-1 от последующих моделей тем, что на нем были были роликовые токоприемники. На всех последующих моделях традиционно в конце штанги имелась головка ("башмак") с контактной вставкой. Изначально штаги должны были прийти из Германии, но из-за сложной политической ситуации заводу "Динамо" пришлось срочно собрать их самостоятельно. Со временем конструкторам пришлось перейти к классическому "башмаку" из-за проблем в эксплуатации роликового токоприемника.

г. Москва, 1934 г.. троллейбус ЛК-1, фото: https://pastvu.com/p/985180
г. Москва, 1934 г.. троллейбус ЛК-1, фото: https://pastvu.com/p/985180

***

За короткий срок конструкторам НАТИ, а затем рабочим на заводах удалось собрать первые советские троллейбусы. Среди явных плюсов ЛК-1 - это была высокая скорость движения, по сравнению с автобусами того времени, а так же большое количество достоинств салона троллейбуса: мягкие сиденья, отопление, вентиляторы, сетки для багажа, богатый интерьер.

Но недостатков явно было больше: маленькая пассажировместимость - троллейбус проигрывал по этому критерию трамваям и автобусам; ручной привод дверей - постоянно приходилось отвлекаться от основной работы как водителю, так и кондуктору. Большой проблемой в ходе эксплуатации стали роликовые токоприемники. В кабине троллейбуса отсутствовало отопление, не было стеклоочистителей и торможения передних колос. Электрооборудование было плохо защищено от воды, что приводило к токоутечкам. Но по мере наращивания производства конструкторы дорабатывали троллейбусы и уже в конце 1933 года начался выпуск ЛК-2.

К сожалению до наших дней не сохранилось не только не одного троллейбуса ЛК-1, но и вообще из семейства ЛК. Не смотря на все недостатки ЛК-1 - стал первым троллейбусом, благодаря опыту от создания него советское и теперь российское троллейбусостроение дошло до современного уровня. А троллейбусная сеть в той же Москвы достигла 600 км, а количество троллейбусных хозяйств в России до 100. Всего бы этого не было если бы не первые троллейбусы ЛК-1.

г. Москва, Театральная площадь, троллейбус ЛК-1, фото: https://pastvu.com/p/8258
г. Москва, Театральная площадь, троллейбус ЛК-1, фото: https://pastvu.com/p/8258

Фотографии взяты с замечательного сайта PastVu.

Спасибо, что прочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи о моделях троллейбусах:

Троллейбусы ТролЗа-5265 "Мегаполис"

Первый российский низкопольный троллейбус ВМЗ-5298.01

БКМ-321 - низкопольный троллейбус из Белоруссии

Чехословацкие троллейбусы Škoda 14Tr

ЗиУ-682 - самый массовый троллейбус на планете

"Оптима"альный троллейбус ТролЗа-5275

МТБ-82 - троллейбус из Тушина