Сегодня познакомимся с троллейбусом, на котором завод "ТролЗа" пытался уйти от своего классического ЗиУ-682 и что из этого вышло.
Предыстория
На заводе "ТролЗа" конструкторы уже давно задумывались над тем, что бы создать какой-то новый троллейбус, на котором были бы внедрены все современные тенденции в троллейбусостроении. Но, из раза в раз продолжали усовершенствовать свой классический троллейбус ЗиУ-682, который к концу своей многолетней истории изменился до не узнаваемости.
В попытках создать что-то более менее современное в 1999 году на "ТролЗе" собрали троллейбус ТролЗа-5274. Это первый троллейбус предприятия с пониженным уровнем пола. Новинка летом 1999 года участвовала в выставке "Автосалон-99", после чего вернулась на завод.
В 2001 году эта же машина была представлена на "Московском Международном автосалоне", но уже под другим индексом - ТролЗа-5275.00 и с измененной лобовой частью. После выставки машина работала в Энгельсе, а с 2007 года в Коврове. Троллейбус оказался очень проблемный и с горм пополам доработал до 2013 года, после чего был списан.
Посмотрев на новинку на выставках правительство Москвы в 2001 году заказало партию таких троллейбусов. Первый ТролЗа-5275.00 поступил в 2001 году в 1-ый троллейбусный парк, где доработал на маршрутах до 2011 года. Все 50 машин поступали в столицу до 2005 года. Но в ходе эксплуатации ТролЗы-5275.00 постоянно возникали проблемы из-за низкого качества и ненадежности. Кроме того из-за отсутствия необходимых запчастей троллейбусы простаивали в парке, либо уродовались из-за установки на них оборудования от ЗиУ. Все машины в 2007-2013 годах были списаны из-за неисправностей, кроме одного троллейбуса оставленного для музея.
История
Устранив недостатки, которые были на троллейбусах ТролЗа-5275.00 и по большей части унифицировав по запасным частям с ЗиУ-682 завод с 2003 года начал сборку новой модели - героя нашего рассказа ТролЗа-5275.05 "Оптима". Изменения так же коснулись электрооборудования, интерьера и дизайна троллейбуса.
Первая машина в 2003 году поступила в 8-ой троллейбусный парк, где он без особых проблем работал до 2016 года. Кстати на нем стоял такой же двигатель, как и на ТролЗах-5275.00 - ДК-213. Со следующей машины двигатель был уже другого типа - ЭДК-213. Первые машины массово шли в Москву, а уже позже начали расходиться и по другим городам страны.
С 2007 года машины начинают оборудоваться электронными маршрутоуказателями. С 2009 вместо ТролЗа-5275.05, начинает выпускаться модификация ТролЗа-5275.06, с этого же года немного изменена лобовая часть троллейбуса. С того же года выпускается под индексом ТролЗа-5275.07. В 2011 году завод начал производство полунизкопольной модификации ТролЗа-5275.03.
Интересно, что в 2012 году на одном из троллейбусов ТролЗа-5275.07 "Оптима" (заводской № 75) были установлены аккумуляторы для его работы на автономном ходу. Длина АХ - 30 км. До 2013 года он работал на маршрутах Энгельса, после чего был передан в Ковров, а с 2014 года успешно по сей день работает в Севастополе.
Производство высокопольных троллейбусов ТролЗа-5275.07 было прекращено в 2013 году, а полунизкопольные ТролЗа-5275.03 выпускались до 2018 года.
Модификации
Троллейбус выпускался в нескольких модификациях.
Обычно, троллейбусы ТролЗа-5275.00, производившиеся в 2001-2005 годах выделяют в отдельную серию, как и его предыдущую версию ТролЗа-5274. ТролЗа-5275.00 - так же машина с пониженным уровнем пола, вместо двух ступенек - только одна. При этом пол у задней двери - выше. Двери - поворотные, в изначальном варианте одна из створок первой двери вела в салон, а другая в кабину водителя. В ходе эксплуатации в Москве перегородка была убрана и вся дверь шла в салон. Имелась накопительная площадка только напротив средней двери. Оборудован РКСУ. Интересно, что часть троллейбусов окончательно собирались в троллейбусных парках столицы. Из 50 штук - 49 работало в Москве, и одна - в Коврове. Все списаны ранее заявленного срока службы из-за низкого качества. Сохранился один экземпляр, для московского музея.
С 2003 года началось производство троллейбусов ТролЗа-5275.05 "Оптима". Данные машины так же имели пониженный уровень пола у передней и средней дверей. Большая часть электрооборудования была вынесена на крышу. Имеется накопительная площадка у средней и задней дверей. Двери, как и у ТролЗа-5275.00 - поворотные. Планировка салона - 2 ряда сидений с обоих сторон. Общая вместимость - 100 человек, среди них мест для сидения - 27. Троллейбусы оборудованы РКСУ. С 2009 года на ТролЗа-5275.05 шла установка аккумуляторов для аварийного автономного хода. Троллейбусы ТролЗа-5275.05 работают до сих пор на улицах Йошкар-Олы, Красноярска, Костромы, Ульяновска, Иваново, Калининграда, Томска, Новосибирска, Владимира, Казани, Кемерово, Саратова, Волгограда, Тольятти и других городов России. Выведены из эксплуатации в Москве и Твери, и то из-за закрытия троллейбусных систем. ТролЗы-5275.05 "Оптима" проходили испытания в болгарском Пловдиве, и до сих пор работают в Пазарджике, а так же работали на маршрутах сербского Белграда.
С 2009 года вместо ТролЗа-5275.05 началось производство новой модификации ТролЗа-5275.06. По факту же они практически не отличались от предшественника, правда был обновлен салон и немного изменена передняя маска. Выпущено всего 63 машины. Работают на улицах Энгельса, Новосибирска, Саратова и Смоленска. Списана всего одна машина в Энгельсе.
С конца 2009 года вместо ТролЗа-5275.06 началось производство ТролЗа-5275.07. Она так же не отличалась от предшественника. До 2013 года завод выпустит около 130 машин. Работают в Белгороде, Ульяновске, Тамбове, Саранске, Тольятти, Ярославле, Краснодаре, Иванове, Чите, Казани, Видном, Екатеринбурге и Сухуме. Списан всего 1 экземпляр в Тамбове.
С 2011 года завод наладил производство троллейбуса с переменным уровнем пола - ТролЗа-5275.03. Создать такой "экономичный" вариант низкопольника "ТролЗе" пришлось из-за необходимости транспортным предприятиям покупать транспорт, приспособленный для перевозки пассажиров. Цена 100% низкопольника, такого, например, как ТролЗа-5265 "Мегаполис" была очень высокой. Так же не многие предприятия могли обслуживать технику с ТрСУ. Для таких провинциальных хозяйств полунизкопольный троллейбус ТролЗа-5275.03, оказался как раз кстати. Троллейбус имеет низкий пол у передней и средней дверей. Переход из низкопольной части в высокопольную выполнен в виде ступенек. Вместимость такого троллейбуса стала меньше - мест для сидения всего 24. Внешне ТролЗа-5275.03 трудно отличить от высокопольных вариантов "Оптимы". До 2013 года ТролЗа-5275.03 выпускалась параллельно с ТролЗа-5275.07, в последствии окончательно вытеснила высокопольную версию. До 2018 года завод выпустил около 470 экземпляров ТролЗа-5275.03. Они работают на улицах Видного, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Калуги, Ульяновска, Подольска, Тулы, Казани, Волгограда, Краснодара, Омска, Читы, Саранска, Махачкалы, Йошкар-Олы, Ярославля, Тольятти, Майкопа, Брянска, Армавира, Севастополя, Хабаровска, Воронежа, Смоленска, Альметьевска, Коврова, Саратова. Полунизкопольные "Оптимы" успешно работают в аргентинской Кордове, кыргыстанских Бишкеке и Оше, таджикистанском Душанбе. Из всех машин выведена из эксплуатации всего одна - в Казани.
***
ТролЗа-5275 "Оптима" оказалась удачной альтернативой не только классическому советскому/российскому троллейбусу ЗиУ-682, но и даже модным низкопольным машинам. Главное достоинство данного троллейбуса - оптимальное сочетание простоты конструкции, электрооборудования при довольно простом, но при этом необычном дизайне. Многие наработки, испытанные на "Оптимах" в последствии были применены при создании низкопольного троллейбуса ТролЗа-5265 "Мегаполис" (например, вынос электрооборудования на крышу, вклеенные стекла). При этом явным недостатком ТролЗа-5275 "Оптима" стало использование устаревшего РКСУ, установка панорамного стекла, которое после ДТП заменялось на классические раздельные стекла от ЗиУ.
Наиболее удачным оказалось решение о создании полунизкопольника ТролЗа-5275.03, которые разбирались, как горячие пирожки, благодаря дешевизне машины и классическому оборудованию
О универсальности и схожести с ЗиУ-682 и говорит тот факт, что при проведении капитальных ремонтов с заменой кузова на Московском троллейбусном заводе вместо старого кузова от "Оптимы" устанавливали новый ЗиУ-подобный кузов.
К сожалению, завод "ТролЗа" снял с производства ТролЗу-5275 с 2018 года перейдя на производство только полных низкопольников, что во многом и погубило предприятия. Многие троллейбусные парки с удовольствием продолжали бы брать троллейбусы, подобные "Оптимам". Спрос на высокопольные троллейбусы "Горожанин" от Уфимского завода доказывает неверное решение "ТролЗы".
Большая часть машин ТролЗа-5275 "Оптима" продолжают бороздить улицы городов, без особых замечаний. Пожелаем им долгих лет службы.
Спасибо, что прочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о моделях троллейбусах:
Троллейбусы ТролЗа-5265 "Мегаполис"
Первый российский низкопольный троллейбус ВМЗ-5298.01
БКМ-321 - низкопольный троллейбус из Белоруссии
Чехословацкие троллейбусы Škoda 14Tr
ЗиУ-682 - самый массовый троллейбус на планете