Найти тему

"Оптима"льный троллейбус ТролЗа-5275

Оглавление

Сегодня познакомимся с троллейбусом, на котором завод "ТролЗа" пытался уйти от своего классического ЗиУ-682 и что из этого вышло.

г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, маршрут 35, троллейбус ТролЗа-5275.05 "Оптима"
г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, маршрут 35, троллейбус ТролЗа-5275.05 "Оптима"

Предыстория

На заводе "ТролЗа" конструкторы уже давно задумывались над тем, что бы создать какой-то новый троллейбус, на котором были бы внедрены все современные тенденции в троллейбусостроении. Но, из раза в раз продолжали усовершенствовать свой классический троллейбус ЗиУ-682, который к концу своей многолетней истории изменился до не узнаваемости.

В попытках создать что-то более менее современное в 1999 году на "ТролЗе" собрали троллейбус ТролЗа-5274. Это первый троллейбус предприятия с пониженным уровнем пола. Новинка летом 1999 года участвовала в выставке "Автосалон-99", после чего вернулась на завод.

В 2001 году эта же машина была представлена на "Московском Международном автосалоне", но уже под другим индексом - ТролЗа-5275.00 и с измененной лобовой частью. После выставки машина работала в Энгельсе, а с 2007 года в Коврове. Троллейбус оказался очень проблемный и с горм пополам доработал до 2013 года, после чего был списан.

Посмотрев на новинку на выставках правительство Москвы в 2001 году заказало партию таких троллейбусов. Первый ТролЗа-5275.00 поступил в 2001 году в 1-ый троллейбусный парк, где доработал на маршрутах до 2011 года. Все 50 машин поступали в столицу до 2005 года. Но в ходе эксплуатации ТролЗы-5275.00 постоянно возникали проблемы из-за низкого качества и ненадежности. Кроме того из-за отсутствия необходимых запчастей троллейбусы простаивали в парке, либо уродовались из-за установки на них оборудования от ЗиУ. Все машины в 2007-2013 годах были списаны из-за неисправностей, кроме одного троллейбуса оставленного для музея.

История

Устранив недостатки, которые были на троллейбусах ТролЗа-5275.00 и по большей части унифицировав по запасным частям с ЗиУ-682 завод с 2003 года начал сборку новой модели - героя нашего рассказа ТролЗа-5275.05 "Оптима". Изменения так же коснулись электрооборудования, интерьера и дизайна троллейбуса.

Первая машина в 2003 году поступила в 8-ой троллейбусный парк, где он без особых проблем работал до 2016 года. Кстати на нем стоял такой же двигатель, как и на ТролЗах-5275.00 - ДК-213. Со следующей машины двигатель был уже другого типа - ЭДК-213. Первые машины массово шли в Москву, а уже позже начали расходиться и по другим городам страны.

С 2007 года машины начинают оборудоваться электронными маршрутоуказателями. С 2009 вместо ТролЗа-5275.05, начинает выпускаться модификация ТролЗа-5275.06, с этого же года немного изменена лобовая часть троллейбуса. С того же года выпускается под индексом ТролЗа-5275.07. В 2011 году завод начал производство полунизкопольной модификации ТролЗа-5275.03.

Интересно, что в 2012 году на одном из троллейбусов ТролЗа-5275.07 "Оптима" (заводской № 75) были установлены аккумуляторы для его работы на автономном ходу. Длина АХ - 30 км. До 2013 года он работал на маршрутах Энгельса, после чего был передан в Ковров, а с 2014 года успешно по сей день работает в Севастополе.

Производство высокопольных троллейбусов ТролЗа-5275.07 было прекращено в 2013 году, а полунизкопольные ТролЗа-5275.03 выпускались до 2018 года.

Модификации

Троллейбус выпускался в нескольких модификациях.

Обычно, троллейбусы ТролЗа-5275.00, производившиеся в 2001-2005 годах выделяют в отдельную серию, как и его предыдущую версию ТролЗа-5274. ТролЗа-5275.00 - так же машина с пониженным уровнем пола, вместо двух ступенек - только одна. При этом пол у задней двери - выше. Двери - поворотные, в изначальном варианте одна из створок первой двери вела в салон, а другая в кабину водителя. В ходе эксплуатации в Москве перегородка была убрана и вся дверь шла в салон. Имелась накопительная площадка только напротив средней двери. Оборудован РКСУ. Интересно, что часть троллейбусов окончательно собирались в троллейбусных парках столицы. Из 50 штук - 49 работало в Москве, и одна - в Коврове. Все списаны ранее заявленного срока службы из-за низкого качества. Сохранился один экземпляр, для московского музея.

С 2003 года началось производство троллейбусов ТролЗа-5275.05 "Оптима". Данные машины так же имели пониженный уровень пола у передней и средней дверей. Большая часть электрооборудования была вынесена на крышу. Имеется накопительная площадка у средней и задней дверей. Двери, как и у ТролЗа-5275.00 - поворотные. Планировка салона - 2 ряда сидений с обоих сторон. Общая вместимость - 100 человек, среди них мест для сидения - 27. Троллейбусы оборудованы РКСУ. С 2009 года на ТролЗа-5275.05 шла установка аккумуляторов для аварийного автономного хода. Троллейбусы ТролЗа-5275.05 работают до сих пор на улицах Йошкар-Олы, Красноярска, Костромы, Ульяновска, Иваново, Калининграда, Томска, Новосибирска, Владимира, Казани, Кемерово, Саратова, Волгограда, Тольятти и других городов России. Выведены из эксплуатации в Москве и Твери, и то из-за закрытия троллейбусных систем. ТролЗы-5275.05 "Оптима" проходили испытания в болгарском Пловдиве, и до сих пор работают в Пазарджике, а так же работали на маршрутах сербского Белграда.

г. Москва, ул. Академика Королева, маршрут 36, троллейбус ТролЗа-5275.05 "Оптима"
г. Москва, ул. Академика Королева, маршрут 36, троллейбус ТролЗа-5275.05 "Оптима"

С 2009 года вместо ТролЗа-5275.05 началось производство новой модификации ТролЗа-5275.06. По факту же они практически не отличались от предшественника, правда был обновлен салон и немного изменена передняя маска. Выпущено всего 63 машины. Работают на улицах Энгельса, Новосибирска, Саратова и Смоленска. Списана всего одна машина в Энгельсе.

г. Смоленск, ул. Кирова, маршрут № 1, троллейбус ТролЗа-5275.06 "Оптима"
г. Смоленск, ул. Кирова, маршрут № 1, троллейбус ТролЗа-5275.06 "Оптима"

С конца 2009 года вместо ТролЗа-5275.06 началось производство ТролЗа-5275.07. Она так же не отличалась от предшественника. До 2013 года завод выпустит около 130 машин. Работают в Белгороде, Ульяновске, Тамбове, Саранске, Тольятти, Ярославле, Краснодаре, Иванове, Чите, Казани, Видном, Екатеринбурге и Сухуме. Списан всего 1 экземпляр в Тамбове.

С 2011 года завод наладил производство троллейбуса с переменным уровнем пола - ТролЗа-5275.03. Создать такой "экономичный" вариант низкопольника "ТролЗе" пришлось из-за необходимости транспортным предприятиям покупать транспорт, приспособленный для перевозки пассажиров. Цена 100% низкопольника, такого, например, как ТролЗа-5265 "Мегаполис" была очень высокой. Так же не многие предприятия могли обслуживать технику с ТрСУ. Для таких провинциальных хозяйств полунизкопольный троллейбус ТролЗа-5275.03, оказался как раз кстати. Троллейбус имеет низкий пол у передней и средней дверей. Переход из низкопольной части в высокопольную выполнен в виде ступенек. Вместимость такого троллейбуса стала меньше - мест для сидения всего 24. Внешне ТролЗа-5275.03 трудно отличить от высокопольных вариантов "Оптимы". До 2013 года ТролЗа-5275.03 выпускалась параллельно с ТролЗа-5275.07, в последствии окончательно вытеснила высокопольную версию. До 2018 года завод выпустил около 470 экземпляров ТролЗа-5275.03. Они работают на улицах Видного, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Калуги, Ульяновска, Подольска, Тулы, Казани, Волгограда, Краснодара, Омска, Читы, Саранска, Махачкалы, Йошкар-Олы, Ярославля, Тольятти, Майкопа, Брянска, Армавира, Севастополя, Хабаровска, Воронежа, Смоленска, Альметьевска, Коврова, Саратова. Полунизкопольные "Оптимы" успешно работают в аргентинской Кордове, кыргыстанских Бишкеке и Оше, таджикистанском Душанбе. Из всех машин выведена из эксплуатации всего одна - в Казани.

Казань, троллейбус ТролЗа-5275.03 "Оптима"
Казань, троллейбус ТролЗа-5275.03 "Оптима"

***

ТролЗа-5275 "Оптима" оказалась удачной альтернативой не только классическому советскому/российскому троллейбусу ЗиУ-682, но и даже модным низкопольным машинам. Главное достоинство данного троллейбуса - оптимальное сочетание простоты конструкции, электрооборудования при довольно простом, но при этом необычном дизайне. Многие наработки, испытанные на "Оптимах" в последствии были применены при создании низкопольного троллейбуса ТролЗа-5265 "Мегаполис" (например, вынос электрооборудования на крышу, вклеенные стекла). При этом явным недостатком ТролЗа-5275 "Оптима" стало использование устаревшего РКСУ, установка панорамного стекла, которое после ДТП заменялось на классические раздельные стекла от ЗиУ.

Наиболее удачным оказалось решение о создании полунизкопольника ТролЗа-5275.03, которые разбирались, как горячие пирожки, благодаря дешевизне машины и классическому оборудованию

О универсальности и схожести с ЗиУ-682 и говорит тот факт, что при проведении капитальных ремонтов с заменой кузова на Московском троллейбусном заводе вместо старого кузова от "Оптимы" устанавливали новый ЗиУ-подобный кузов.

К сожалению, завод "ТролЗа" снял с производства ТролЗу-5275 с 2018 года перейдя на производство только полных низкопольников, что во многом и погубило предприятия. Многие троллейбусные парки с удовольствием продолжали бы брать троллейбусы, подобные "Оптимам". Спрос на высокопольные троллейбусы "Горожанин" от Уфимского завода доказывает неверное решение "ТролЗы".

Большая часть машин ТролЗа-5275 "Оптима" продолжают бороздить улицы городов, без особых замечаний. Пожелаем им долгих лет службы.

г. Москва, ул. Стромынка, маршрут 14, троллейбус ТролЗа-5275.05 "Оптима". После капитального ремонта установлена передняя маска от ТРолЗа-5275.07.
г. Москва, ул. Стромынка, маршрут 14, троллейбус ТролЗа-5275.05 "Оптима". После капитального ремонта установлена передняя маска от ТРолЗа-5275.07.
Владимир, Большая Дворянская ул., маршрут 5, троллейбус ТролЗа-5275.05 "Оптима"
Владимир, Большая Дворянская ул., маршрут 5, троллейбус ТролЗа-5275.05 "Оптима"

Спасибо, что прочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи о моделях троллейбусах:

Троллейбусы ТролЗа-5265 "Мегаполис"

Первый российский низкопольный троллейбус ВМЗ-5298.01

БКМ-321 - низкопольный троллейбус из Белоруссии

Чехословацкие троллейбусы Škoda 14Tr

ЗиУ-682 - самый массовый троллейбус на планете