Найти в Дзене
Транспортная планета

БКМ-321 - низкопольный троллейбус из Белоруссии

Оглавление

Низкопольные троллейбусы БКМ-321 производства белорусского завода "Белкоммунмаш" популярны на территории всего бывшего СССР и за его пределами - Белоруссии, Украины, Киргизии, Молдавии и даже Сербии. Большое количество троллейбусов этой модели работает и в городах России. Трудно представить, но модель троллейбуса производиться уже более 20 лет и не теряет своей популярности, в отличие от более поздних низкопольников от "Белкоммунмаша".

г. Москва, проспект Маршала Жукова, маршрут № 20, троллейбус БКМ-321
г. Москва, проспект Маршала Жукова, маршрут № 20, троллейбус БКМ-321

История

С начала 1990-х годов после приобретения независимости Белоруссии, молодой стране понадобился свой завод для производства троллейбусов. До 1993 года "Белкоммунмаш" занимался проведением ремонтов старых троллейбусов, позже начал производство "клонов" самого популярного троллейбуса СССР ЗиУ-682 - АКСМ-100 и АКСМ-101. Впоследствии перейдя к выпуску своей собственной разработки - БКМ-201. Мировые тренды требовали создания низкопольного троллейбуса.

Еще в 1998 году конструкторы "Белкоммунмаша" собрали первый на постсоветском пространстве сочлененный низкопольный троллейбус БКМ-333. Уже имея опыт создания низкопольника конструкторы создали "короткий" троллейбус большой вместимости.

Самый первый БКМ-321 выпущен в 1999 году. Об был оборудован ТИСУ и после испытаний поступил в Гродно, отработав до 2013 года.

Следующий троллейбус БКМ-321, оборудованный уже ТрСУ был собран в 2000 году и поступил в Ригу, где прошел испытания и обкатку и впоследствии остался для работы в городе. Эта машина оказалась "сырой", и не столько работала на маршрутах, сколько стояла в ремонте. Худо бедно рижский БКМ доработал до 2011 года, когда был окончательно отстранен от работы, но на территории парка хранился до 2017 года.

Следующий БКМ-321 выпущен в 2003 году и в 2004 году начал работу на улицах Минска. Троллейбус имел интересный "серебристый" окрас. Этот экземпляр оказался качественней, проработал более успешно до 2014 года.

С 2005 года завод начинает уже серийное производство БКМ-321. Базовая модель выпускается с ТрСУ. Первая серийная партия из 10 троллейбусов в 2005 году поступила в сербский Белград.

В декабре 2007 года первый БКМ-321 поступил в Москву, после окончания испытаний вернулся на завод. В 2008 году троллейбус поступил в столицу снова и успешно проработал до апреля 2020 года. Отличался круглыми фарами и серебристой расцветкой. В том же году первый троллейбус поступил в Санкт-Петербург, он проработал на маршрутах вплоть до сентября 2020 года. Начиная с этого времени начались массовые поставки БКМ-321 в Москву, Минск, Санкт-Петербург.

г. Санкт-Петербург, Невский проспект, маршрут № 11, троллейбус БКМ-321 до первого рестайлинга
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, маршрут № 11, троллейбус БКМ-321 до первого рестайлинга

В 2009 году завод провел рестайлинг модели. Изменился дизайн передка троллейбуса. Троллейбус с "новой мордой" получил название "Сябар". На новых машинах устанавливаются аккумуляторы для аварийного автономного хода 0,5-2 км.

г. Москва, Ленинградский проспект, маршрут № 20, троллейбус БКМ-321 "Сябар", после рестайлинга
г. Москва, Ленинградский проспект, маршрут № 20, троллейбус БКМ-321 "Сябар", после рестайлинга

В 2016 году завод провел очередной рестайлинг, изменив внешний дизайн БКМ-321.

г. Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, маршрут № 5, троллейбус БКМ-321 после рестайлинга 2016 года
г. Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, маршрут № 5, троллейбус БКМ-321 после рестайлинга 2016 года

Модификации

БКМ-321 выпускался в нескольких модификациях.

БКМ-321 - базовая модель серии. Троллейбус с ТрСУ и двигателем переменного тока. Опытные образцы 2000, 2003 года, серийно выпускается с 2007 года. Выпущено около 1300 троллейбусов. Работают Ростове на Дону, Нижнем Новгороде, Минске, Санкт-Петербурге, Самаре, Бишкеке, Томске, Гомеле, Витебске, Курске, Гродно, Кишиневе, Североднецке, Пензе, Саратове, Красноярске, Ульяновске, Тирасполе, Мариуполе, Черкассах, Кирове, Калуге, Могилеве, Бельцах, Волгодонске, Днепре, Краматорске, Бресте, Одессе, Тольятти, Бобруйске, Ивано-Франковске, Новокуйбышевске, ранее работали в Риге, Москве.

г. Санкт-Петербург, Исполкомская улица, маршрут № 14, троллейбус БКМ-321
г. Санкт-Петербург, Исполкомская улица, маршрут № 14, троллейбус БКМ-321
г. Минск, улица Максима Богдановича, маршрут № 53, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Минск, улица Максима Богдановича, маршрут № 53, троллейбус БКМ-321 "Сябар"

БКМ-32100А - троллейбус с ТрСУ и асинхронным двигателем. Оснащен дизель-генератором. В 2013-2014 года выпущено 6 троллейбусов, все работают в Бресте.

БКМ-32100С - троллейбус с электрооборудованием от Škoda. Выпускались в 2008, 2010 годах. 1 машина в Санкт-Петербурге, остальные 83 - в Белграде.

г. Санкт-Петербург, Дворцовый проезд, троллейбус БКМ-32100С
г. Санкт-Петербург, Дворцовый проезд, троллейбус БКМ-32100С

БКМ-32100D - троллейбус с более мощным двигателем и удлиненным автономным ходом, за счет установки литий-железно-фосфатных аккумуляторов. Выпускается с 2015 года. Работают в Ульяновке, Гомеле, Санкт-Петербурге, Гродно, Витебске и Душанбе. Произведено 126 машин.

БКМ-32102 - троллейбус с двигателем постоянного тока и ТИСУ. Производился в 1999 году и в 2004-2014 годах. Выпущено более 500 экземпляров. Работают в Минске, Бресте, Кишинёве, Витебске, Гомеле, Ростове на Дону, Перми, Могилеве, Бобруйске, Симферополе, Бишкеке, Черкассах. Ранее эксплуатировались в Гродно, Твери.

БКМ-32104 - троллейбус с ТрСУ, выпущен 1 экземпляр в 2005 году. до 2015 года работал в Минске. Отличается отличным от БКМ-321 электродвигателем.

БКМ-32104С - троллейбус БКМ-32104 для Сербии. Выпущено 10 машин для Белграда в 2005 году.

БКМ-32100М - готовый машинокомплект для досборки троллейбусов на месте. Такие троллейбусы собираются в Курске, Чернигове, Кишиневе, Москве под своими наименованиями моделей.

г. Москва, улица Волхонка, маршрут № 31, троллейбус СВАРЗ-6235.01 собранный из машинокомплекта БКМ-32100М на заводе СВАРЗ в Москве
г. Москва, улица Волхонка, маршрут № 31, троллейбус СВАРЗ-6235.01 собранный из машинокомплекта БКМ-32100М на заводе СВАРЗ в Москве

БКМ-32102Б - единственный троллейбус БКМ-32102, собранный в Барнауле в 2009 году.

В 2014 году завод так же собирал троллейбусы совместно с швейцарским предприятием Stadler. Под маркой Stadler 321 выпущено 19 троллейбусов для Самары. По факту, не отличается от классического БКМ-321.

Конструкция

БКМ-321 представляет собой классический троллейбус большой вместимости.

г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, маршрут № 59, троллейбус БКМ-321
г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, маршрут № 59, троллейбус БКМ-321

Троллейбус обшит оцинкованными листами, морда машины - пластиковая.

Имеет 3 широких дверных проема с поворотными дверями. Первая дверь - раздельная: одна створка в салон, вторая - в кабину водителя (на московских троллейбусах - вся дверь в салон). Оборудованы электронными маршрутоуказателями и бегущей строкой в салоне.

Троллейбус полностью низкопольный. Сиденья расположены по планировке 2+2, у средней двери имеется большая накопительная площадка. Троллейбус вмещает 115 человек, в том числе имеется 26 мест для сидения. Отопление осуществляется от калориферов. По желанию заказчика на троллейбусы устанавливается кондиционер.

Впечатления

На троллейбусах БКМ-321 приходилось кататься, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. От поездки на БКМ-321 остались очень хорошие впечатления. У троллейбуса хороший ход, мало шума. Салон теплый - печки с нагрузкой в мороз справляться. Планировка и расположение сидений на БКМ-321 - один из наиболее удобных. Много места в пустую не пропадает, как на пример на "Мегаполисах". Много сидений расположено внизу, не на подиумах - что удобно для пожилых людей.

Дизайн салона приятный, поручни ярко оранжевые - выделяются на общем фоне.

Из-за размещения электрооборудования на крыше у троллейбусов БКМ-321 отсутствуют люки, что отражается на комфорте поездки в жаркую погоду. Но в таком случае спасает установка кондиционера.

Так же по мере производства модели изменился дизайн в лучшую сторону - от простой "коробки" завод перешел к яркой запоминающейся машине.

Так же на троллейбусах БКМ-321 устанавливается аварийный автономный ход, что позволяет троллейбусам объехать ДТП. Удачное расположение аккумуляторов на троллейбусах с удлиненным автономным ходом БКМ-32100D "не съедает" пространство в салоне и позволяет организовывать маршруты в районы, где отсутствует контактная сеть.

Большая популярность и долгожительство на конвейере БКМ-321 в странах бывшего СССР говорит о неплохом качестве белорусских троллейбусов. С неисправностями долго БКМ-321 так же не простаивают.

В троллейбусах БКМ-321 соединились простой лаконичный дизайн, экономичность и качество продукции.

Будем надеяться, что "Белкоммунмаш" продолжит выпуск своей флагманской модели, дальше модернизируя ее в лучшую сторону.

г. Санкт-Петербург, Невский проспект, маршрут № 10, троллейбус БКМ-321
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, маршрут № 10, троллейбус БКМ-321
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, маршрут № 10, троллейбус БКМ-321
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, маршрут № 10, троллейбус БКМ-321
г. Минск, ул. Немига, маршрут № 46, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Минск, ул. Немига, маршрут № 46, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Минск, ул. Янки Купалы, маршрут № 46, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Минск, ул. Янки Купалы, маршрут № 46, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Минск, ул. Якубова, маршрут № 35, троллейбус БКМ-321
г. Минск, ул. Якубова, маршрут № 35, троллейбус БКМ-321
г. Минск, ул. Якубова, маршрут № 36, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Минск, ул. Якубова, маршрут № 36, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Нижний Новгород, Московское шоссе, маршрут № 10, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Нижний Новгород, Московское шоссе, маршрут № 10, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Москва, улица Космонавта Волкова, маршрут № 57, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Москва, улица Космонавта Волкова, маршрут № 57, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Москва, проспект Маршала Жукова, маршрут № 21, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Москва, проспект Маршала Жукова, маршрут № 21, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Москва, проспект Маршала Жукова, маршрут № 35, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Москва, проспект Маршала Жукова, маршрут № 35, троллейбус БКМ-321 "Сябар"
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, троллейбус БКМ-321
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, троллейбус БКМ-321
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, маршрут № 11, троллейбус БКМ-321
г. Санкт-Петербург, Невский проспект, маршрут № 11, троллейбус БКМ-321

Ездили ли Вы на БКМ-321? Какие у вас остались впечатления от поездки на нем?

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь, что бы не пропустить что нибудь интересное!

Почитайте другие статьи о моделях троллейбусов:

Троллейбусы ТролЗа-5265 "Мегаполис"

Первый российский низкопольный троллейбус ВМЗ-5298.01