Найти в Дзене
Транспортная планета

Троллейбусы ТролЗа-5265 "Мегаполис"

Оглавление

Серия троллейбусов ТролЗа-5265 "Мегаполис", выпускавшаяся на заводе "ТролЗа" в г. Энгельсе Саратовской области в 2005-2019 годах - первый серийный низкопольный троллейбус завода.

12 мая 2017 г., г. Москва, маршрут 41
12 мая 2017 г., г. Москва, маршрут 41

Предыстория

В конце 90-х годов возникла необходимость создания низкопольного троллейбуса (без ступенек, приспособленного для перевозки маломобильных групп населения). На тот период времени основа троллейбусного производства в стране - троллейбусы на базе основной модели завода "ТролЗа" - ЗиУ-682. Их "клонов" не выпускал только ленивый: и завод в Вологде, белорусский "Белкоммунмаш", и башкирский троллейбусный завод. Необходимость создания принципиально нового троллейбуса была просто необходима.

Одним из первых на территории бывшего СССР низкопольную модель троллейбуса создал завод "Белкоммунмаш" в Минске - БКМ-321, спроектировав троллейбус в 1999 годах и начав серийное производство в 2001. До сих пор БКМ-321 выпускается - это один из самых массовых и наиболее качественных троллейбусов.

С 2001 года также начал производство низкопольников вологодский завод "Транс-Альфа" - ВМЗ-5298.01. Они выпускались по 2009 год. Им на смену пришла модель ВМЗ-5298.01-50 "Авангард" с изменным дизайном. Но если БКМ выпускался более массово, то вологодский завод свои троллейбусы выпускал штучно и полностью закрыть потребность в низкопольных троллейбусах Москвы и Санкт-Петербурга не мог, да и качество сборки страдало.

В начале 2000 года начинает производить низкопольные троллейбусы также Минский автозавод. Модель МАЗ-103Т, кстати производится до сих пор. Но, широкого распространения эти троллейбусы на территории России не получили.

Но крупнейший производитель троллейбусов России - завод "ТролЗа" все еще не создал свой низкопольник.

История

Одном из необходимых элементов при производстве низкопольных троллейбусов стала необходимость выноса части электрооборудования на крышу. Первым таким троллейбусом от "ТролЗа" стал троллейбус модели ЗиУ-52642. В 1995-1998 году было выпущено всего 16 таких машин. Уже серийно электрооборудование выносилось на крышу на троллейбусах ЗиУ-682Г-017 (ЗиУ-682Г0Н). Они выпускались в 2000-2008 годах. На последующих моделях - это уже стало одним из основных элементов выпускаемых машин.

В 1999-2005 годах завод выпускал троллейбусы с пониженным уровнем пола (одна ступенька, вместо двух) - ТролЗа-5275. В 2003-2013 годах - ТролЗа-5275.05 (5275.06, 5275.07) "Оптима".

Первый полный низкопольник завод "ТролЗа" спроектировал в 2004-2005 годах и первый экземпляр выпустил в 2005 году. Троллейбус получил заводское обозначение ТролЗа-5265.00 "Мегаполис"

3 января 2018 г., г. москва, Ленинградский проспект, разворотная петля "Белорусский вокзал", маршрут 12
3 января 2018 г., г. москва, Ленинградский проспект, разворотная петля "Белорусский вокзал", маршрут 12

Первый троллейбус прошел испытания в Саратове, затем поступил в Москву, в 7-ой троллейбусный парк и получил бортовой номер № 7100. В апреле участвовал в выставке "Доркомэкспо-2006". С мая начал регулярную работу на одном из самых напряженных троллейбусных маршрутов столицы - № 63. Интересно, что первый троллейбус был окрашен в оранжевый цвет. В 2009 году троллейбус перекрасили в стандартный московский бело-синий окрас, а в 2015-ом в голубой цвет бренда "Московский транспорт". Сейчас данный троллейбус до сих пор работает на московских маршрутах.

С 2006 года троллейбусы массово начали поступать в Москву, а так же в другие города страны и за рубеж. Имеет несколько модификаций.

ТролЗа-5265.00 "Мегаполис"

Самая первая версия троллейбуса. Выпускалась с 2005 по 2017 год. Троллейбусы имеют функцию аварийного автономного хода - 0,5-2 км. Имеет довольно мало сидячих мест - всего 21, при общей вместимости - 100 человек. В борьбе за низкопольность часть свободного места съедают надколесные арки. Кроме того, одним из недостатков данной модификации - темный салон (бирюзовые поручни, отделка салона панелями под дерево, темные, неудобные сиденья).

3 января 2017 г., г. Москва, троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис", улица Космонавта Комарова, маршрут 57
3 января 2017 г., г. Москва, троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис", улица Космонавта Комарова, маршрут 57

Троллейбусы, кроме Москвы начали поставляться в Брянск, Краснодар, Мурманск, Казань, Саратов, Ярославль, Одессу, Воронеж, Энгельс, Владимир, Смоленск, Тулу, Санкт-Петербург, Тамбов, Ковров, Пензу, Иркутск, Подольск, Тверь, Пермь, Стерлитамак, Ставрополь, Химки, Новороссийск и Самару.

3 января 2018 г., г. Москва, Ленинградский проспект, маршрут 82
3 января 2018 г., г. Москва, Ленинградский проспект, маршрут 82

В 2014 году завод выпустил партию из 26 "Мегаполисов" с автономным ходом на 50 км. Такие троллейбусы поступили в Тулу и Нальчик.

4 января 2018 г., г. Тула, Красноармейский проспект, маршрут 5
4 января 2018 г., г. Тула, Красноармейский проспект, маршрут 5

С 2012 годах на машины устанавливается кондиционер.

После начала производства ТролЗа-5265.02 "Мегаполис" в 2016 году с изменным дизайном салона и новыми дверями, новшества стали применяться и на базовой модификации ТролЗа-5265.00.

11 июня 2019 г., г. Москва, шоссе Энтузиастов, модифицированный троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис"
11 июня 2019 г., г. Москва, шоссе Энтузиастов, модифицированный троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис"
12 мая 2017 г., г. Москва, улица Академика Королева, маршрут 36
12 мая 2017 г., г. Москва, улица Академика Королева, маршрут 36

ТролЗа-5265.02 "Мегаполис"

На данной модификации завод решил одну из главных проблем "Мегаполиса" - малое количество мест для сидения, их стало 34. Изменилась задняя маска троллейбуса. Салон троллейбуса стал более приятным: светлые бежевые цвета отделки салона, желтые ярки поручни, синие антивандальные сиденья, полностью стеклянные поворотные двери.

Модификация оснащена функцией автономного хода до 15 км, которые обеспечивают литий-титановые аккумуляторы расположенные на крыше.

Первая партия из первых 30 троллейбусов поступила в Симферополь в 2016-2017 годах для работы на городских маршрутах. Троллейбус выпускался до 2019 годах. Кроме Симферополя такие троллейбусы работают в Севастополе, Красноярске, Санкт-Петербурге. Всего выпущено 138 таких машин.

ТролЗа-5265.03 "Мегаполис"

Так же одна из разновидностей троллейбусов с автономным ходом (или как сейчас говорят электробус с динамической подзарядкой). Троллейбус выпускался в 2017 году. В отличие от ТролЗа-5265.02, у модификации ТролЗа-5255.03 литий-титановые аккумуляторы расположены в задней части троллейбуса, вместо заднего окна, что позволило увеличить запас автономного хода до 20 км. Такие троллейбусы работают в Симферополе, Севастополе, Березниках и аргентинском Росарио. Всего впущено 75 таких машин.

ТролЗа-5265.05 "Мегаполис"

Модификация троллейбусов для междугородней трассы "Симферополь-Алушта-Ялта" в Крыму. В 2016-2017 году завод выпустил 41 такой троллейбус. В отличие от модели ТролЗа-5265.02, которая была взята за основу на ТролЗа-5265.05 установлено больше сидений - 37, без накопительных площадок. Троллейбусы так же оборудованы литий-титановыми аккумуляторами на крыше и запасом автономного хода - 15 км.

27 августа 2019 г., г. Алушта, троллейбусная станция
27 августа 2019 г., г. Алушта, троллейбусная станция
27 августа 2019 г., г. Алушта, троллейбусная станция, маршрут 51
27 августа 2019 г., г. Алушта, троллейбусная станция, маршрут 51
27 августа 2019 г., г. Алушта, троллейбусная станция, маршрут 51
27 августа 2019 г., г. Алушта, троллейбусная станция, маршрут 51

ТролЗа-5265.08 "Мегаполис"

Троллейбус оснащен литий-железо-фосфатными аккумуляторами, что дало возможность увеличить запас автономного хода до 30 км. Аккумуляторы установлены на крыше троллейбуса и в задней части, вместо заднего окна. Такие троллейбусы выпускались в 2017-2019 годах. Большая часть их работает в Санкт-Петербурге - 80 штук, а так же в Курске, Чебоксарах, Новокузнецке, Химках и Подольске. Всего выпущено - 94 единицы.

"Мегаполисы", выпущенные на других заводах

На заводе "Сибирский троллейбус" в Новосибирске в 2013 году выпущен троллейбус СТ-5265А с запасом автономного хода 60 км. Он работает в Новосибирске. В 2014 году выпущена машина без аккумуляторов - СТ-5265, она работает в Братске.

В 2010 году выпущен троллейбус ЮМЗ-5265 "Мегаполис" на заводе "Южмаш" в Днепропетровске. Он проходил испытания на междугородней трассе "Симферополь-Алушта-Ялта", но оказалось, что троллейбус не пригоден для работы на горной трассе. Он побывал на испытаниях в Днепропетровске, Севастополе, Донецке, после чего возвращен на "ТролЗу" и продан в 2012 году в Подольск, как обычный троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис".

В 2012 году на заводе СВАРЗ в Москве выпустили троллейбус СВАРЗ-6238ЭПМ. За основу взят кузов базового "Мегаполиса". Но, оборудован передней независимой пневматической подвеской, задним электропортальным мостом с мотор-колесами. Из-за дороговизны проекта так и остался в единственном экземпляре.

ТролЗа-6206 "Мегаполис"

На базе обычного троллейбуса ТролЗа-5265, создан сочлененный троллейбус особо большого класса ТролЗа-6206 "Мегаполис". Выпускался в 2007-2013 годах. Новые машины поступали в Москву и Санкт-Петербург. В ходе ликвидации троллейбусного движения в столице "мегаполисы-гармошки" переданы в Иваново, Рязань, Ростов-на-Дону и Орел. Всего произведено 59 штук.

3 января 2017 г., г. Москва, Ленинградское шоссе, маршрут 43, ТролЗа-6206 "Мегаполис"
3 января 2017 г., г. Москва, Ленинградское шоссе, маршрут 43, ТролЗа-6206 "Мегаполис"
12 мая 2017 г., г. Москва, улица Академика Королева, маршрут 73, ТролЗа-6206 "Мегаполис"
12 мая 2017 г., г. Москва, улица Академика Королева, маршрут 73, ТролЗа-6206 "Мегаполис"

Технические характеристики

ТролЗа-5265 "Мегаполис" - полностью низкопольный троллейбус большого класса. Имеет 3 двухстворчатые поворотные двери. Наружная обшивка - из оцинкованого цельного стального листа. Обшивка бортов, передка и зада - пластиковые. У средней двери - накопительная площадка. Оборудован транзисторной системой управления и асинхронным двигателем.

6 января 2019 г., г. Москва, проспект Маршала Жукова, маршрут 65
6 января 2019 г., г. Москва, проспект Маршала Жукова, маршрут 65

Общие впечатления

Первые версии троллейбуса представляют из себя довольно печальное зрелище: темный салон, использованы устаревшие материалы в отделке, низкая пассажировместимость. Но по мере работы над моделью у завода получилось создать современный троллейбус. Доработанная до ума планировка салона позволила увеличить количество мест для сидения. Использование современных и ярких материалов улучило общее впечатление от машины. Ход троллейбуса мягкий, не вибрирует, шум двигателя приемлемый. Последние версии оборудованы кондиционером. В троллейбусах имеется информационная система с аудиоинформатором и бегущей строкой в салоне, установлены электронные маршрутоуказатели.

12 мая 2017 г., г. Москва
12 мая 2017 г., г. Москва

К сожалению, история "Мегаполиса" закончилась в прошлом году вместе с разорившимся заводом "ТролЗа". Последние троллейбусы, оборудование автономным ходом ушли на "ура" в Санкт-Петербург и работают там на маршрутах продленных в районы, где отсутствует контактная сеть.

С 2018 года завод проводил испытания новой версии "Мегаполиса" с изменным дизайном, новым салоном.

Сейчас на мощностях "ТролЗы" расположен завод производственной корпорации "Транспортные системы" который выпускает для Санкт-Петербурга новые троллейбусы 6281 "Адмирал".

По мере закрытия троллейбусного движения в Москве, отстраненные от работы троллейбусы ТролЗа-5265 "Мегаполис" передаются в другие города страны.

Всего с 2005 по 2019 год "ТролЗа" выпустила 1077 троллейбусов ТролЗа-5265 "Мегаполис" разных модификаций.

11 июня 2019 г., г. Москва, улица а Маршала Тухачевского, маршрут 59
11 июня 2019 г., г. Москва, улица а Маршала Тухачевского, маршрут 59
3 января 2016 г., г. Москва
3 января 2016 г., г. Москва
3 января 2016 г., г. Москва, Садовое кольцо, маршрут Б. Сейчас движение троллейбусов на Садовом кольце закрыто
3 января 2016 г., г. Москва, Садовое кольцо, маршрут Б. Сейчас движение троллейбусов на Садовом кольце закрыто
3 января 2016 г., г. Москва, ул. Сретенка, маршрут 9. Здесь троллейбусное движение то же закрыто.
3 января 2016 г., г. Москва, ул. Сретенка, маршрут 9. Здесь троллейбусное движение то же закрыто.
3 января 2017 г., г. Москва, Ленинградское шоссе
3 января 2017 г., г. Москва, Ленинградское шоссе
12 мая 2017 г., г. Москва, маршрут 41
12 мая 2017 г., г. Москва, маршрут 41
12 мая 2017 г., г. Москва, маршрут 14
12 мая 2017 г., г. Москва, маршрут 14
3 января 2018 г., г. Москва, Ленинградский проспект, маршрут 70
3 января 2018 г., г. Москва, Ленинградский проспект, маршрут 70
3 января 2018 г., г. Москва, Ленинградский проспект, маршрут 82, разворот у Белорусского вокзала
3 января 2018 г., г. Москва, Ленинградский проспект, маршрут 82, разворот у Белорусского вокзала
5 января 2018 г., г. Тула, Красноармейский проспект, маршрут 7
5 января 2018 г., г. Тула, Красноармейский проспект, маршрут 7
11 мая 2018 г., г. Москва, ул. Живописная, маршрут 35
11 мая 2018 г., г. Москва, ул. Живописная, маршрут 35

Спасибо за внимание!

p.s. Спасибо за предоставленные фотографии крымских троллейбусов Татьяне Личутиной.