Найти тему
Молодость в сапогах

Изнанка союзной помощи.

Любители истории авиации (и особенно моделисты), конечно же, знают все о поступлении на вооружение Красной Армии самолетов North American B-25 Mitchell. Во всяком случае, так они думают. Многие из них свои знания почерпнули из журнала "Мир Авиации", который в 90-е пользовался у целевой аудитории знатоков большим спросом и уважением, а ныне перепечатки статей из него наводнили интернет.

В одном из номеров этого журнала за 93 год утверждалось, что делегация М.М. Громова закупила первый В-25 аж в августе 1941 года. Откуда автор статьи взял эти данные, сообщить он забыл или не захотел. Последующие материалы намекают на личное общение с генералами и ветеранами, а возможно, источником послужили, как обычно, мемуары. В то время большую часть ныне свободно доступных в оцифрованном виде документов самых разных архивов еще даже не рассекретили и не разобрали толком.

М.М. Громов (1899-1985) - легенда советской авиации. Из кресла начальника ЛИИ отправился на фронт. Командовал авиадивизией, ВВС фронта, воздушными армиями. Начальник Главного управления боевой подготовки ВВС с 1944 по 1946 год.
М.М. Громов (1899-1985) - легенда советской авиации. Из кресла начальника ЛИИ отправился на фронт. Командовал авиадивизией, ВВС фронта, воздушными армиями. Начальник Главного управления боевой подготовки ВВС с 1944 по 1946 год.

Зато мы не боимся свои источники предъявить сразу. Это те самые архивы, которые в 90-е были мало кому доступны. Поэтому авторам тогда приходилось ориентироваться по иностранным публикациям и по воспоминаниям участников событий. Попробуйте вспомнить, шутки ради, что было 50 лет назад, кто достиг соответствующего возраста, конечно. С датами и деталями. И многое станет ясно в смысле достоверности таких рассказов.

Документы же рисуют совсем иную картину, причем не только по времени, но и по сути происходившего. Однако вернемся к ситуации с получением Митчелов.

Да, делегация советских специалистов во главе с М.М. Громовым прибыла в США ДЛЯ ЗАКУПКИ бомбардировщиков В-17 (никакого ленд-лиза для нашей страны тогда еще не было, максимум что было - разморозили счета советских организаций и сняли "моральное эмбарго"). Да, В-17 им не продали и предложили вместо них В-25.

А вот дальше выходит все не по написанному в популярных журналах (а после - в интернете).

Громов сообщает в Москву, что от В-25 они ОТКАЗАЛИСЬ. Причем для связи с руководством он прибыл к послу Уманскому, который и направил срочную шифровку по линии НКИД. Текст можно изучить ниже (цифровая копия оригинала и наша перепечатка). Гриф "строго секретно" применялся в то время в документах НКИД, все телеграммы послов и диппредставителей идут именно с ним - см. АВП РФ. В других ведомствах использовался хорошо известный читателям гриф "совершенно секретно" и просто "секретно". Не стоит утомлять авторов и модераторов демонстрацией собственных знаний в области секретного делопроизводства - у авторов их точно не меньше.

Шифртелеграмма посла СССР в США К. А. Уманского и начальника Летно-исследовательского института М. М. Громова из Вашингтона И. В. Сталину и заместителю командующего ВВС Красной армии И. Ф. от 11 сентября 1941 года.

«Боингов нет (речь о самолетах B-17 Flying Fortress - прим. Автора). Предлагают двухмоторные Б-25 со скоростью 496 километров в час и дальностью 1200 километров на 75% мощности. От самолета Б-25 отказались, повторяем отказались ввиду отсутствия брони, отсутствия прицела – автомата, связанного с автопилотом, который намеренно сняли в виду секретности, отсутствия приборов для второго летчика, отсутствия обзора для бомбометания у летчиков, большого количества членов экипажа в 7 (?) человек и их разбросанности в расположении по машине.

Нам обещают модернизированные Б-25, которых мы еще не видели (это 11 сентября, так что же тогда закупили якобы в августе? – прим. Автора). Считаем, что если только по устранению указанных дефектов будем удовлетворены, то самолет как боевая единица может быть использован. Целесообразно в этом случае отправить их морским путем. Для перелета же на этих самолетах нужно полтора месяца – изготовление добавочных баков и оборудования. К тому же в перегрузочном варианте самолет, по утверждению фирмы и военных специалистов, неустойчив и дальность в 3200 километров на 60% мощности явно недостаточна. Ввиду этого считаем перелет Б-25 через Атлантику невозможным.

Прибыл к Уманскому настаивать на получении Боингов, на что пока мало шансов. Несмотря на это, считаю необходимым добиваться получения Боингов и просим Вас и правительство подтвердить нам эту необходимость. Ждем указаний в виду скорого отъезда.

11.9.1941 г. Уманский, Громов.»

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 385. Л. 115-116
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 385. Л. 115-116

Можно предположить, что Громову американцы пытались впарить (за деньги) Митчелы раннего выпуска, к тому же разукомплектованные. В СССР в конце концов первой попала все-таки модификация В-25В. Но при этом совершенно ОДНОЗНАЧНО НЕВОЗМОЖНО, чтобы в августе 1941 года были закуплены такие же машины на те отнюдь не безграничные средства в твердой валюте, которыми располагала страна. Значит, ранее 11 сентября (а скорее всего, ранее конца сентября) такая сделка не могла совершиться.

Это, конечно, мелочи. Но из них формируется история - из дат, цифр, названий и имен. Данный эпизод весьма показателен в плане иллюстрации позиции американских союзников - они неоднократно пытались "сбросить" неликвид в форме помощи, да еще в кредит или с иной формой встречных обязательств.