Найти тему
ПроМашины

УАЗ-3170: почему в СССР были не в состоянии выпустить свой внедорожник

Частный автомобильный парк в Советском Союзе был достаточно скромен, как по количеству автомобилей, так и по разнообразию моделей. Основной тип автомобиля, который был доступен советскому человеку - это компактный седан. По современной классификации это B-класс. Речь идёт, разумеется, о классических Жигулях и Москвичах.

Универсалов выпускалось мало. Москвич-2137 выпускался в смехотворных количествах, чуть лучше было дело с ВАЗ-2102. Радикально ситуация улучшилась с появлением ВАЗ-2104, но это произошло лишь в 1984 году. Четверка была маленьким универсалом, не понимаю, по каким соображением не стали увеличивать производство ГАЗ-2402, который был гораздо вместительнее четверки. Массовое производство бы позволило снизить цену. Надо было увеличивать разнообразие. У буржуев были большие "сараи" Вольво, а у нас такого не было.

УАЗ-3170 "Симбир" . 1990 год. Ну и чем он хуже Лэнд-Ровера Дискавери?
УАЗ-3170 "Симбир" . 1990 год. Ну и чем он хуже Лэнд-Ровера Дискавери?

Но наша статья о внедорожнике. Тут ситуация была еще хуже. Если на западе потребителю было из чего выбирать, то у нас для частного потребителя вообще не было предложений автомобиля повышенной проходимости. УАЗ-469 не в счёт, но поставлялся для нужд минобороны и для силовиков и частникам не предлагался. Хорошо, что в 1977 году появилась Нива ВАЗ-2121. И это был действительно прекрасный автомобиль, который дал начало мировой тенденции кроссоверов. Да! Представьте себе, до Нивы ничего подобного не было и у буржуев, и они быстро смекнули, что к чему. Нива была всем хороша, но это был маленький автомобиль, а нужен был большой внедорожник для большой семьи. И такие разработки у нас были!

История советского "Лэнд-Ровера"

В 1970-х на Ульяновском автозаводе началась разработка нового внедорожника для будущей замены УАЗ-469. Идея создания новой модели возникла в 1968 году, однако к этому времени УАЗ-469 ещё не был серийно выпущен, и его предсерийные версии удовлетворяли всем требованиям. Поэтому модернизация была признана преждевременной и приостановлена на шесть лет. Лишь в 1974 году началась разработка технического задания на новый автомобиль с индексом «3170». Основной целью проекта было устранение недостатков УАЗ-469.

Такого большого рамного внедорожника нам не хватало
Такого большого рамного внедорожника нам не хватало

УАЗ-3170 получил новые узлы и агрегаты: зависимые переднюю и заднюю подвески, ведущие мосты с внешними редукторами, дифференциальную раздаточную коробку и более продуманные расположение двигателя и топливного бака. Также был снижен центр тяжести, что улучшало управляемость и устойчивость автомобиля на пересечённой местности. Компоновка шасси напоминала схему «Буханки» (УАЗ-452), что давало возможность использовать разные типы кузовов, включая капотные и бескапотные варианты. Эта идея позже трансформировалась в отдельный проект УАЗ-3770, бескапотный фургон на базе «семидесятки». В 1975 году был создан 3-литровый 4-цилиндровый двигатель для внедорожника.

Доработка УАЗ-3170 велась неспешно, и к 1982 году появились первые образцы с цельнометаллическим кузовом. Проект получил индекс УАЗ-3771 — автомобиль с мягким верхом, созданный на основе той же платформы. В этот же период вышло постановление Центрального Комитета Партии и Совета Министров СССР о создании нового армейского внедорожника для замены УАЗ-469. В 1983 году военная версия УАЗ-3771 успешно прошла испытания и получила одобрение Министерства Обороны СССР и Министерства автомобильной промышленности. Однако вскоре министр автомобильной промышленности отозвал свою подпись, и проект был заморожен.

На завод прибыла комиссия из НАМИ, которая признала компоновку УАЗ-3770 неподходящей. Это решение рассматривалось как формальное выполнение указаний сверху, поскольку инженеры и представители НАМИ считали, что УАЗ-3170 был более удачным, чем его предшественник. Тем не менее, УАЗ продолжал бороться за этот проект. В 1988 году были выпущены опытные образцы УАЗ-3171-01 и УАЗ-3171-02 с двигателем, установленным по схеме УАЗ-469. Эти машины прошли испытания в сложных условиях Средней Азии, на Тянь-Шане и Памире.

Наше конструктора были ничуть не хуже, чем западные. Многие машины не пошли в серию из-за особенностей советской экономики
Наше конструктора были ничуть не хуже, чем западные. Многие машины не пошли в серию из-за особенностей советской экономики

К 1991 году УАЗ представил модель многоцелевого внедорожника УАЗ-3172, который был создан на основе узлов и агрегатов «семидесятой серии». Автомобиль обладал высоким дорожным просветом (325 мм) и мог преодолевать водные преграды глубиной до 1,3 метра. В этот же период был создан УАЗ-3172-01 для сельскохозяйственных нужд, который имел более простой дизайн и использовал мосты без колёсных редукторов. В 1993 году межведомственная комиссия рекомендовала УАЗ-3172 для производства, однако заказы от Министерства Обороны так и не поступили.

Проект «семидесятой серии» окончательно был закрыт в 1996 году. Несмотря на это, многие технические решения, разработанные в рамках этого проекта, нашли своё применение в современных моделях, таких как UAZ Patriot.