Дизельные версии есть у моделей почти всех концернов. Их ценят за экономичность и тяговитость. Рассказываем об особенностях таких автомобилей.
1. Повышенная шумность
Дизельные двигатели по сравнению с бензиновыми работают более шумно. Это особенность таких силовых агрегатов, от которой невозможно избавиться. Но это не является неисправностью.
Особенно сильно заметен шум на старых дизельных машинах. В современных моделях используют хорошую шумоизоляцию, поэтому в салоне машины звука двигателя практически не слышно.
2. Вибрации
При работе дизельного двигателя возникает больше вибраций, чем при работе бензинового аналога. Это ещё одна особенность таких моторов, которая не является неисправностью. Но если вибрации становятся сильнее, чем раньше, — это повод обратиться в сервис. Например, причиной этого могут быть пришедшие в негодность подушки двигателя.
В современных премиальных автомобилях вибрации в салоне чувствуются меньше, но полностью избавиться от них невозможно.
3. Более сложная топливная система
Для правильной работы дизельного двигателя топливо должно поступать под высоким давлением. Для этого устанавливают два топливных насоса — в баке и в подкапотном пространстве. Насос в моторном отсеке называют насосом высокого давления.
Также в современных двигателях используют аккумуляторную систему Common Rail. В ней есть рампа, которая накапливает горючее под высоким давлением. Такая система позволяет разделить процессы создания давления и впрыска топлива. Благодаря этому снижается расход топлива, токсичность выхлопных газов и даже уровень шума, который возникает при работе двигателя.
В некоторых современных бензиновых двигателях тоже устанавливают насосы высокого давления. Но у них менее сложная конструкция.
4. Чувствительность к качеству топлива
Из-за более сложной топливной системы дизельные двигатели очень чувствительны к качеству топлива. Например, если в бензиновый мотор можно залить некачественное горючее, а затем промыть агрегат и форсунки, то двигатель будет снова работать. А если дизельный агрегат заправить некачественным горючим, то как минимум придётся менять форсунки, а часто ещё и ТНВД.
Поэтому дизельные автомобили нужно заправлять только на крупных сетевых АЗС.
5. Сезонность топлива
Есть несколько типов дизельного топлива: летнее, зимнее и арктическое. В европейской части России используют летнее и зимнее топливо. Оно отличается присадками. Дело в том, что при низких температурах дизель густеет, и насос не может прокачать его по системе. В зимнем топливе есть специальные присадки, которые препятствуют загустению.
Обычно АЗС переходят на зимнее топливо заранее. Но при ранних заморозках его может не быть. Тогда двигатель можно запустить, только добавив присадку самостоятельно. Они продаются в автомагазинах и называются антигелями. Есть составы разной концентрации. Например, флакон для бака объёмом 80 литров стоит около 260 ₽.
6. Свечи накала вместо свечей зажигания
Про свечи зажигания и накаливания мы подробно писали в отдельной статье. Если коротко — свечи зажигания поджигают топливно-воздушную смесь в цилиндрах бензиновых двигателей. Свечи накаливания устанавливают в дизельных агрегатах. Они нужны для того, чтобы прогреть камеры сгорания. Затем воздух нагревается за счёт сжатия — когда поршень поднимается к верхней мёртвой точке. В горячий воздух распыляется дизельное топливо, которое воспламеняется из-за температуры.
Свечи накаливания служат существенно дольше свечей зажигания — 60–80 тысяч километров, а иногда и дольше.
7. Сложность запуска в мороз
Поскольку дизельное топливо воспламеняется из-за высокой температуры, в мороз бывает сложно запустить двигатель. Чаще всего проблема заключается в пришедших в негодность свечах накаливания. Они не могут качественно прогреть камеры сгорания, поэтому не происходит воспламенения топлива.
Поэтому на дизельные модели часто устанавливают предпусковые подогреватели. Это специальные устройства, которые прогревают двигатель до старта. Тогда запуск происходит так же легко, как при плюсовой температуре.
8. Необходимость чистить впуск
Все современные дизельные двигатели оснащены системой рециркуляции отработавших газов (EGR). Она нужна для того, чтобы дожигать выхлопные газы в некоторых режимах работы мотора, снова подавая их во впуск.
Из-за этого на элементах впуска накапливается сажа. Она мешает работать вихревым заслонкам, а также в целом снижает эффективность работы двигателя.
Поэтому важно периодически (обычно каждые 80–100 тысяч километров пробега) демонтировать компоненты впуска и очищать их от сажи.
Также сажа быстро появляется из-за некачественного топлива.
9. Сажевый фильтр
Сажевый фильтр или фильтр твёрдых частиц — это элемент, который снижает токсичность выхлопных газов автомобиля. Он есть у всех современных моделей.
Чтобы фильтр служил дольше, в систему управления заложена программа регенерации. Самоочищение фильтра происходит за счёт увеличения температуры выхлопных газов. Для этого в двигатель поступает больше топлива. Для полной регенерации нужно в течение 20–30 минут двигаться на машине с постоянной скоростью.
Если на машине постоянно ездят на небольшие расстояния, то регенерации не происходит. Тогда фильтр приходит в негодность.
Если фильтр забит, то его меняют или удаляют. Новый сажевый фильтр стоит дорого, а без него при работе двигателя появляется сильный едкий запах, который может ощущаться даже в салоне. Также двигатель сильнее дымит.
10. Меньше мощность, выше крутящий момент
Про мощность и крутящий момент мы писали в отдельной статье. Большинство дизельных двигателей менее мощные, чем бензиновые. То есть у них меньше лошадиных сил. А вот крутящий момент у дизельных двигателей больше.
Это значит, что такие автомобили могут легко перевозить тяжёлые грузы и тянуть тяжёлые прицепы. Поэтому большинство коммерческого транспорта (микроавтобусы, фургоны, пикапы и лёгкие грузовики) оснащено дизельными моторами. Также крутящий момент важен и на бездорожье. Поэтому многие внедорожники — дизельные.
11. Система AdBlue
Многие современные дизельные автомобили оборудованы системой AdBlue. Она впрыскивает специальный раствор в поток отработавших газов и снижает их токсичность. Жидкость состоит из высокоочищенной мочевины и деминерализованной воды.
Раствор заправляют в отдельный бак. Для легковых автомобилей одного литра состава хватает примерно на 1000–1200 км.
Такой системой оснащены автомобили Mercedes-Benz, Audi, Volkswagen, Citroen, BMW, Skoda, Toyota и другие.
Купить раствор можно в автомагазинах.
Например, состав российского производителя Nord стоит 500 ₽ за 10 литров. Оригинальная жидкость от Mercedes-Benz стоит 5880 ₽ за 10 литров.
12. Скромные результаты чип-тюнинга
О том, что такое чип-тюнинг, мы подробно писали в отдельной статье. Если коротко — это увеличение мощности двигателя за счёт изменения программы управления силовым агрегатом, которая установлена в электронном блоке управления.
Есть смысл чиповать любые турбированные двигатели — бензиновые и дизельные. Но прирост мощности у дизельных агрегатов будет меньше.
Например, для автомобилей Audi A4 (В8; с 2011 по 2015 год) с одинаковыми по объёму двигателями (дизель и бензин) результаты будут следующими:
2.0 TFSI (бензин) 2.0 TDI (дизель) До тюнинга: 180 л. с., 320 Н⋅м До тюнинга: 177 л. с., 380 Н⋅м После тюнинга: 270 л. с., 440 Н⋅м После тюнинга: 210 л. с., 440 Н⋅м
13. Все дизельные двигатели — турбированные
Многие современные бензиновые двигатели остаются атмосферными, а дизельные давно оснащают турбинами. Это помогает при меньшем объёме мотора добиться высокой отдачи.
При этом из-за наличия турбины нужно более качественно обслуживать двигатель. Дело в том, что у этого механизма нет собственной смазки, поэтому турбина использует тот же состав, что и двигатель. Если масло в двигателе меняют редко или заливают некачественную смазку, то элементы турбины быстро выходят из строя.
Цены актуальны на начало сентября 2024 года.
При написании статьи мы не сотрудничали с магазинами и техцентрами.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной