Найти тему

Взгляд мотоциклиста. Часть 2

Честно говоря, я не планировал специально писать статьи на тему моего "байкерского" опыта, но на Дзене по количеству просмотров "выстрелила" моя статья "Взгляд мотоциклиста" (спасибо мотобратьям и мотосестрам, а также всем сопричастным). Видимо, сработало название! Поэтому решил ещё поделиться парочкой наблюдений из мототемы и, конечно, психологическими параллелями.

Итак, рассмотрю два момента:

  • Первый выезд.
  • Концентрация на дороге.

1) Первый выезд. Перед первым сезоном я активно штудировал мотофорумы и часто сталкивался с формулировками вроде: "первый выезд — самый незабываемый, следующие с ним никогда не сравнятся". В моём представлении это должно было быть похоже на эйфорию, радость и счастье. Но на деле это оказалось смесью ужаса, беззащитности, тревоги и трясущихся рук. Как потом мне рассказывали другие байкеры, руки тряслись у многих.

Как психотерапия предлагает справляться с такими состояниями? Простое правило: чем чаще сталкиваешься с причиной тревоги, тем меньше пугаешься. У меня на это ушло три сезона. Правда, мандраж перед выездом сохраняется до сих пор. Но как только трогаешься — тревога постепенно уходит.

Кардинально моё состояние меняется, когда я встречаю первого мотоциклиста на дороге. Байкеры обычно приветствуют друг друга взмахом руки или кивком головы, даже если видят друг друга впервые. После такого приветствия появляется то самое удовольствие от езды — ты не один. Плюс, если что-то пойдёт не так, всегда можно рассчитывать на помощь других мотоциклистов. Кто-то обязательно остановится и предложит свою помощь, или можно обратиться на горячую линию Мотомосквы.

Ощущение общности Это создаёт ту самую "безопасную" среду, где ты можешь уделять больше внимания дороге. В психотерапии всё так же: не только работа с клиентом важна, но и создание поддерживающей среды вокруг него. Это особенно важно при решении таких сложных проблем, как депрессия, суицид, игровая зависимость и других. Задача терапевта — научить родных и близких клиента поддерживать терапевтическую работу и действовать в соответствии с программой терапии, чтобы клиент не "выпадал" из процесса между сессиями.

2) Концентрация на дороге. Как я писал в первой части, в машине нам легче отвлечься на собственные мысли, особенно на знакомой дороге. Некоторые даже зависают в смартфонах (ай-яй-яй!). Но на мотоцикле понятие "знакомых" дорог не существует. Любая поездка может стать сюрпризом: дождь, проехала поливалка, разлитое масло, доски, кирпичи, внезапные пешеходы, новые пешеходные переходы — всё это делает дорогу непредсказуемой и требует полной концентрации.

В психологии есть такой принцип — быть "здесь и сейчас". Это состояние, когда ты осознаешь, что происходит с тобой в настоящий момент, и можешь как бы "заземлиться", отстраниться и взглянуть на свои мысли и чувства со стороны. В обычной жизни применять этот инструмент бывает сложно, особенно когда тебя захватывают сильные эмоции. Но за рулём мотоцикла это приходится делать постоянно — отличная тренировка! Если у вас появилось желание испытать ощущение "здесь и сейчас", смело открывайте категорию А :)! А если серьезно, то "заземлиться" помогает фиксация на предметах вокруг нас (что, какая форма, цвет, фактура), звуках или ощущениях нашего тела (что-то трогаем руками или чувствуем почву под ногами). После "заземления" уже можно браться за решение проблем. Но об этом в будущих статьях.