В детстве рост влечёт за собой актуализацию скрытых внутренних потенциалов практически без сознательного размышления или выбора с нашей стороны. На определённом этапе развития мы пробуждаемся к самосознанию, или, выражаясь символическими терминами, представленными в мифе об Адаме и Еве, мы вкушаем запретный плод познания и начинаем осознавать не только добро и зло, но и возможность свободы.
Мы начинаем понимать бесчисленные возможности, открывающиеся перед нами, и видим, как стремление к каждой из них открыло бы дверь в другое неизвестное. Это осознание свободы среди почти бесконечного числа возможностей порождает тревогу. Или, как выразился Кьеркегор, тревога — это «головокружение от свободы».
Кьеркегор сравнивает головокружение, испытываемое перед лицом безграничных возможностей, с человеком, стоящим на краю обрыва над пропастью. Наряду со страхом случайно упасть и разбиться насмерть, он испытывает тревогу от осознания того, что может свободно прыгнуть.
Перед лицом всех жизненных возможностей мы тоже стоим на метафорическом утёсе над пропастью, осознавая «тревожащую возможность быть способными» (Кьеркегор). Мы понимаем, что именно наша свобода перед лицом возможностей или наша способность прыгнуть, если мы того пожелаем, даёт нам контроль над нашей судьбой.
Но мы испытываем двойственное отношение к этой свободе. Нас привлекает сила, которую она нам даёт, но отталкивают требования и замешательство, которые она нам навязывает. И поэтому мы часто склонны отстраняться от свободы и отрицать её существование, или, как выразился Кьеркегор, мы «хватаемся за конечность» (Кьеркегор).
Мы живём так, как если бы мир и наша ситуация в нём были связаны и невосприимчивы к изменениям. Это может служить цели уменьшения тревоги, но это происходит за счёт нашего роста.
Чтобы двигаться вперёд по жизни, необходимо быть открытым для новых возможностей, но это вызывает головокружение от тревоги. Без способности сосуществовать с тревогой и действовать, несмотря на неё, мы не смогли бы рисковать, исследовать неизвестное и определять границы своих возможностей.
Мы были бы неспособны смело смотреть в будущее и выбирать среди возможностей, которые открываются перед нами, а также использовать свою силу для создания новых возможностей, которые ранее не существовали.
«Научиться осознавать тревогу — это приключение, которому каждый человек должен противостоять. Поэтому тот, кто правильно научился пребывать в тревоге, узнал самое важное». (Сорен Кьеркегор, «Концепция тревоги»)
Однако если мы решим убежать от своей свободы в попытке избавиться от тревоги, избегая возможностей, которые лежат перед нами, мы поддадимся отчаянию. Жизнь без возможностей и свободы бесплодна, порождает застой и лишает нас надежды на лучшее будущее.
Следовательно, поскольку возможности и свобода возможны только при наличии тревоги, было бы разумно прислушаться к совету Кьеркегора и научиться правильно беспокоиться. Или, как объясняет психолог Джеймс Холлис:
«Таким образом, мы поставлены перед трудным выбором: тревога или депрессия. Если мы будем двигаться вперёд, как настаивает наша душа, нас может захлестнуть тревога. Если мы не будем двигаться вперёд, мы будем страдать от депрессии, подавления цели души. В таком трудном выборе человек должен выбрать тревогу, ибо тревога — это, по крайней мере, путь личностного роста; депрессия — это застой и жизненное поражение». (Джеймс Холлис, «Болота души»)
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа