Найти в Дзене
Они сражались за Родину

МиГ-35: Почему истребитель стал непривлекательным для покупателей

Оглавление
Многоцелевой истребитель МиГ-35
Многоцелевой истребитель МиГ-35

МиГ-29, также известный как «Фулкрум»,(по классификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры») — это советский истребитель, который был популярен в своё время.

Всего было построено, куплено или поставлено более чем в 40 стран более 1600 таких самолётов.

Изначально МиГ-29 имел обычные средства управления, но он мог превзойти своих современников F-16 и Mirage-2000.

Самолёт был принят на вооружение в 1983 году и успел поучаствовать в боевых действиях. Производство МиГ-29 продолжается до сих пор.

К сожалению, более совершенный и современный вариант МиГ-29, многоцелевой МиГ-35 «Точка опоры-F», который совершил свой первый полёт в декабре 2016 года, не нашёл покупателей. На сегодняшний день построено всего 8 таких самолётов.

Конструкторское бюро Микояна, основанное в 1939 году, было известно во всём мире на протяжении многих десятилетий после Второй мировой войны.

Его самолёты МиГ-15 показали отличные результаты в Корейской и Вьетнамской войнах. Было выпущено более 13 000 таких самолётов.

МиГ-19 также были проданы в большом количестве: более 2000 было построено СССР и 4000 вариантов — Китаем.

Впоследствии МиГ-23, 25 и 27 тоже имели большой успех. МиГ-31 остаётся хорошим истребителем и до сих пор производится.

Однако после успеха базового самолёта "Сухой" Су-27 и его модификаций лидерство перешло к конструкторскому бюро Сухого.

Окончание холодной войны также привело к дальнейшей консолидации российской авиационной промышленности.

В 2006 году «Микоян» стал подразделением Объединённой авиастроительной корпорации в результате слияния с «Ильюшиным», «Иркутом», «Сухим», «Туполевым» и «Яковлевым».

Возможности продвижения МиГ-35 на мировые рынки сократились.

Преимущество МиГ-35 в возможностях перед модернизированными вариантами МиГ-29 было весьма незначительным.

Именно поэтому интересно понять динамику развития МиГ-29.

МиГ-29

МиГ-29 — это двухмоторный истребитель, который был разработан в 1970-х годах для завоевания превосходства в воздухе.

Он создавался как ответ на новые американские истребители McDonnell Douglas F-15 Eagle и General Dynamics F-16 Fighting Falcon.

МиГ-29
МиГ-29

МиГ-29 был принят на вооружение советских ВВС в 1983 году, также он официально вошёл в состав ВВС Индии (IAF) в 1987 году.

Этот самолёт спроектирован так, чтобы иметь высокую манёвренность и положительную, но близкую к нейтральной, продольную устойчивость.

Он также обладает высоким соотношением тяги и веса, что обеспечивает высокую устойчивую скорость разворота.

Более поздние варианты МиГ-29, такие как МиГ-29М, имеют многоцелевые возможности благодаря разнообразному вооружению класса «воздух-поверхность» и высокоточным боеприпасам.

Морской вариант, МиГ-29К Микояна, используется на авианосцах, включая авианосцы ВМС Индии.

Последние модификации МиГ-29 были оснащены улучшенными двигателями, стеклянными кабинами с HOTAS-совместимыми элементами управления полётом, современными радарами и инфракрасными датчиками поиска и сопровождения (IRST), а также увеличенным внутренним запасом топлива.

Они также оборудованы для дозаправки в воздухе.

Воздушно-космические силы России планировали обновить свой существующий парк до модернизированной конфигурации МиГ-29СМТ, но финансовые трудности после распада СССР замедлили этот процесс.

На данный момент во многих военно-воздушных силах всё ещё используется около 800 МиГ-29 в разных модификациях, что делает его пятым по распространённости действующим истребителем.

Переход на самолеты МиГ-29

Во время войны во Вьетнаме истребители МиГ-21 вступили в бой с американскими F-4 Phantoms.

Несмотря на то что в СССР ещё не были знакомы с усовершенствованными версиями F-4, они разработали истребитель МиГ-23 с поворотным крылом, который мог выполнять как ударные, так и противовоздушные задачи.

Благодаря мощному двигателю МиГ-23 мог быстро набирать скорость, а стреловидные крылья делали его сложной целью для перехвата в воздухе.

Позднее в СССР приступили к созданию усовершенствованного лёгкого тактического истребителя под названием МиГ-29, чтобы конкурировать с развивающимся американским «лёгким истребителем» F-16.

МиГ-29 стал прямой заменой МиГ-23 в роли фронтового истребителя.

Варианты и модернизации МиГ-29

Истребитель МиГ-29, созданный в конце 1970-х годов, имеет ряд сходств с соперником Су-27 в аэродинамических характеристиках.

Су-27 всегда проектировался с системой «Полёт по проводам» и продольной нестабильностью, что обеспечивало ему лучшую маневренность.

"Полет по проводам" Fly-by-wire (FBW) - это система, которая заменяет обычное ручное управление полетом самолета на электронный интерфейс. Движения органов управления полетом преобразуются в электронные сигналы, передаваемые по проводам, и компьютеры управления полетом определяют, как перемещать исполнительные механизмы на каждой поверхности управления, чтобы обеспечить упорядоченный отклик. Реализации либо используют механические системы резервного управления полетом, либо полностью электронные.
Су-27СМ
Су-27СМ

Тем не менее, его конструкция отличается специфическими особенностями крепления крыла, хвостовым оперением и другими деталями.

Истребительная авиация всегда стремится к улучшению маневренности и радарной защиты своих истребителей.

В рамках модернизации МиГ-29 были внесены значительные изменения, включая улучшение радаров, авионики и вооружения.

С появлением новых ракет класса «воздух-воздух» Р-27E и спинного «горба» для дополнительных систем, боевая мощь этих самолетов значительно возросла.

Основной радар МиГ-29 был усовершенствованный N019 "Сапфир" S-29, который позже был заменен на более современный "Сапфир"-23МЛ в сочетании с цифровым компьютером.

Модернизированный МиГ-29М получил радар N010 "Жук"-M и другие улучшения, увеличивая его эффективность в боевых действиях.

Индия стала первым международным заказчиком МиГ-29 и значительно улучшила свои возможности с помощью этих истребителей.

Множественные модернизации самолетов МиГ-29 включали в себя обновления в авионике, вооружении и других системах, что сделало их более эффективными на поле боя.

Спустя несколько лет Индия также заключила сделку на отремонтированные МиГ-29, продолжая укреплять свою оборонную способность.

Однако, вопрос о замене МиГ-29 на более современные истребители пятого поколения все еще остается открытым.

Истребитель МиГ-29, хотя оснащен мощными двигателями, имеет свои ограничения в топливной емкости и дальности полета.

Улучшения в конструкции и дополнительные системы позволили увеличить эти характеристики на более поздних моделях и на МиГ-35.

С развитием технологий и новых проектов, будущее МиГ-29 остается под вопросом.

Оценка МиГ-29 в ВВС Германии

После воссоединения Германии, восточная часть страны закупила 24 истребителя МиГ-29.

Позднее немецкие пилоты, летавшие на МиГ-29, признали, что этот самолёт более манёвренный на низких скоростях, чем все американские истребители того времени.

Также они отметили, что ракета Р-73 для воздушного боя, установленная на МиГ-29, превосходит базовый AIM-9 Sidewinder установленные на F-16.

Немецкие пилоты считали, что американские самолёты имеют преимущество в авионике и лучше подходят для ведения боя в ночных условиях и при плохой погоде.

МиГ-29 же был хорош для точечной обороны, но не подходил для пролётов истребителей над воздушным пространством противника.

В 1997 году Соединённые Штаты приобрели 21 молдавский самолёт МиГ-29, из которых 14 были моделями МиГ-29С. Эти самолёты использовались для боевой оценки ВВС США, USN и USMC.

Эксплуатация МиГ-29 иностранными государствами

МиГ-29 ВВС широко применялись в качестве истребителей сопровождения во время войны в Каргиле в 1999 году.

Югославские МиГ-29, в основном, использовались для наземных атак во время распада Югославии, и практически не участвовали в боевых действиях.

Шесть МиГ-29 были сбиты во время вмешательства НАТО в конфликт в Косово.

Ирак использовал МиГ-29 в операции «Буря в пустыне», но позже его вооружённые силы были расформированы.

Во время эритрейско-эфиопской войны 1999 года российские наёмники, пилотировавшие эфиопские Су-27, сбили несколько эритрейских МиГ-29.

Также поступали сообщения о том, что эритрейские МиГ-29 сбивали эфиопские МиГ-21 и МиГ-23.

ВВС Бангладеш эксплуатируют 8 МиГ-29. Йемен значительно модернизировал свои МиГ-29.

МиГ-35

Новейший многоцелевой истребитель МиГ-35 - это модернизированный вариант легендарного МиГ-29, который является третьим поколением истребителей 4++.

Многоцелевой истребитель МиГ-35
Многоцелевой истребитель МиГ-35

Представленный на Московском авиасалоне в 2017 году, самолет в настоящее время оснащен радаром PESA, с возможностью установки более продвинутого радара AESA.

Первые два серийных самолета МиГ-35 поступили на вооружение в 2019 году.

В то время как изначально планировалось установить систему управления вектором тяги, она ныне отсутствует в серийных моделях.

В начале 2000-х МиГ-35 задумывался как боевой самолет класса «воздух-воздух» и второстепенный самолет класса «воздух-земля».

Однако, с учетом конкуренции на рынке вооружений в Индии, Россия представила модернизированный МиГ-29М под названием «МиГ-35» на авиасалоне Aero India 2007 в Бангалоре.

В 2013 году Россия планировала заказать 37 МиГ-35, но позже цифра выросла до 170.

Представлен был также вариант «Нового МиГ-35» с российским модулем системы наведения ОЛС-K, обнаруживающим наземные и морские цели на значительном расстоянии.

В июне 2019 года Воздушно-космические силы России получили первые два серийных МиГ-35 с улучшенными хвостовыми оперениями, двигателями РД-33MK и радаром с активной антенной решеткой (AESA).

Планировалось, что МиГ-35 сможет использовать крылатую ракету Х-36 Гром-1, что увеличит его дальность поражения.

В мае 2021 года МиГ-35 получил предварительный сертификат для ограниченного серийного производства, увеличив дальность полета на 50% и снижая радиолокационную заметность.

Максимальная полезная нагрузка составляет 6,5 тонн. Планы по созданию варианта с изменяемым вектором тяги были отменены, но могут быть рассмотрены по запросу заказчика.

Сообщается, что также разрабатывается палубная версия МиГ-35. Отчеты за 2023 год свидетельствуют о том, что самолет успешно запущен в производство для пополнения российских ВКС.

Почему нет покупателей на МиГ-35

Российские конструкторы столкнулись с непростой задачей при разработке истребителя МиГ-35.

Они были вынуждены обратиться к модернизированной версии МиГ-29, которая напоминает американский F-16 Block 70/72, известный сейчас как F-21.

Экономические санкции создают трудности для российской авиационной промышленности.

Авиазаводы перегружены военными заказами, а поставки электронных компонентов из Европы приостановлены.

Отсутствие современных радаров AESA затрудняет экспорт российской авиатехники, а заказы на внутреннем рынке сокращают ресурсы.

Потенциальный покупатель Египет отказался от планов приобрести МиГ-35 в пользу МиГ-29М/М2.

Индия, которая рассматривает возможность закупки 114 истребителей, пока не сделала официального запроса.

Скорее всего она откажется от закупок МиГ-35, сделав ставку на модернизированные МиГ-29 и собственный LCA Mk2.

Переговоры с Бангладеш о потенциальной сделке по МиГ-35 были безуспешными из-за финансовых проблем в этой азиатской стране.

Китай, который является крупным потребителем российских истребителей, сосредоточился на производстве собственных версий Су-27 и не проявляет интереса к МиГ-35.

Очевидно, что конструкторам МиГ-35 необходимо найти инновационные решения, чтобы улучшить характеристики самолёта и сделать его более привлекательным для потенциальных покупателей.

В противном случае славное наследие Артема Микояна и Михаила Гуревича может остаться в тени.