27 апреля 1960 года экипаж самолета Ил-18А (СССР-75648, Уральская отдельная авиагруппа ГВФ, 120 ато), выполнявший тренировочный полет в районе а/п Свердловск (Кольцово), попал в сложную ситуацию при заходе на посадку. Пилотировал самолет инструктор, а проверяющей была исполняющая обязанности командира авиаотряда. Целью полета была тренировка пилота-инструктора в заходах на посадку по системам ОСП и СП-50 под шторками.
На пятом заходе на посадку, при выпущенных на 40 градусов закрылках, самолет на высоте 70-80 метров начал резко увеличивать угол снижения. В результате Ил-18 ударился передней стойкой шасси о бетонную полосу. При этом произошло разрушение стойки шасси, в результате чего самолет рухнул на ВПП. Начался пожар, в котором погиб бортмеханик, а остальные члены экипажа получили ранения.
Комиссия по расследованию пришла к выводу, что непосредственной причиной катастрофы стала ошибка пилотирования инструктора - он на большой скорости вывел самолет на посадку на малой высоте и несвоевременно перевел в посадочное положение. Способствовали происшествию загрузка самолета с небольшим отклонением от нормы, а также недостаточный опыт и длительные перерывы в полетах у пилота-инструктора.
Однако впоследствии выяснилось, что истинной причиной стал конструктивный недостаток самолета - малый запас руля высоты. Это, в сочетании с возможным обледенением, не позволило экипажу вывести Ил-18 из пикирования при максимальном угле выпуска закрылков. Ошибка в руководстве по летной эксплуатации также сыграла роль в трагедии.
Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые статьи!