Рад приветствовать вас на моем канале. В истории советского ВПК было немало интересных опытных образцов: танки, самолеты, вертолеты, автомобили и, конечно, самоходные артиллерийские установки.
В этой статье я решил собрать пять интересных опытных образцов советских САУ, которые по разным причинам не стали серийными. У каждого из них была своя интересная особенность.
Перед началом поясню относительно понятийного аппарата. Машины из этой статьи в разных источниках называются по-разному: САУ, САО, СПТП и т.д. Чтобы вас не путать, я использую только аббревиатуру САУ.
Объект 120 («Таран»)
Противотанковое самоходное артиллерийское орудие Объект 120 было разработано в конце 1950-х годов. Его задачей было гарантированное поражение любых танков потенциального противника, которые могли встретиться на поле боя.
Добиться необходимых характеристик решили по принципу «против лома нет приема», а именно путем установки длинноствольного нарезного орудия с высокой дульной энергией. Пушка создавалась в рамках НИР под кодовым названием «Таран», отчего и за самой САУ в литературе закрепилось это имя.
По итогам работ было предложено два орудия: 130-мм M-68 и 152-мм M-69. При выборе окончательного облика Объекта 120 выбор пал на М-69. Подробно причины в источниках не раскрываются, но везде указывается, что одним из главных факторов стала большая гибкость применения у М-69, поскольку в ее боекомплекте предусматривались не только оперенные бронебойные оперенные подкалиберные снаряды, но и кумулятивные боеприпасы. Да, чуть не забыл: длина ствола без дульного тормоза составляла 9045 мм, то есть девять с лишним метров.
Пушка пробивала с дистанции в 2 километра 290 мм вертикальной плиты и 165 мм плиты, наклоненной на 60 градусов. Орудие размещалось во вращающейся башне, которая монтировалась на шасси СУ-100П.
Единственный опытный образец собрали в начале 1960-го, но уже 30 мая того же года вышло постановление Совмина о прекращении работ. Причины этому называются разные, но свести их можно в один логичный вывод: еще на стадии опытного образца самоходка уже начала устаревать. В то время уже принимались на вооружение куда более дешевые противотанковые ракетные комплексы, способные решать аналогичные задачи. Да, понятно, что нельзя полностью заменить пушку ракетами, но сложные в производстве и эксплуатации САУ с 9-метровыми орудиями были излишними. Единственный построенный Объект 120 можно увидеть в музее в Кубинке.
Одновременно с прекращением работ по Объекту 120 и его орудию было решено сконцентрировать усилия по новой танковой пушке повышенной мощности. Результатом этих работ станет гладкоствольная 125-мм пушка Д-81 (2А26), чьи потомки до сих пор устанавливаются на всевозможные модификации Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90.
«Шайба»
Очень интересная машина, о которой очень мало информации, а та, что есть, очень противоречива. Поэтому расскажу в общих чертах более-менее достоверные сведения.
САУ, прозванная «Шайбой» за характерный внешний вид (да, это именно прозвище от работников опытного цеха), была детищем конструктора Уралмашзавода Николая Михайловича Тупицына. Над ней он работал с начала 1970-х в инициативном порядке, не встречая особого энтузиазма со стороны руководства.
От классических САУ «Шайба» отличалась отсутствием башни и полностью автоматическим заряжанием с помощью барабанного механизма. Конструктор утверждал, что он был куда проще и надежнее, чем механизм заряжания у принятой позже на вооружение «Мсты».
Экипаж планировали разместить в изолированном боевом отделении. Шасси было заимствовано у танка Т-72 и немного модифицировано.
Тупицын смог привлечь внимание к своей разработке и добиться сборки макетного образца. Для него ему выделили списанное шасси от Т-72 и артиллерийскую часть от буксируемой 152-мм гаубицы Д-20.
Тем не менее, опытный образец с функционирующим автоматом заряжания под индексом Объект 326 был построен. В таком виде он был испытан, однако для сравнения с разрабатываемой в те же годы «Мстой» решили провести испытания с более дальнобойным орудием.
Вместо Д-20 установили пушку от «Гиацинта», имевшую абсолютно другие характеристики, особенно это касалось импульса отдачи. Тупицын утверждает, что к моменту, когда завод получил орудие, доработанный под него образец САУ под индексом Объект 327 еще не был готов, даже компоновку окончательно не утвердили. Дожидаться не стали и установили пушку на Объект 326, сняв с него Д-20 и автомат заряжания, при этом руководил работами другой конструктор.
Эта модификация показала себя на испытаниях плохо из-за плохой устойчивости. Кроме того, отдачу нового орудия не выдерживала конструкция.
По словам Тупицына, ему обещали, что после испытаний вернут опытный образец в изначальный вид: с Д-20 и АЗ. Но ничего переделывать не стали, а снятые элементы впоследствии утилизировали.
В итоге в серию пошла «Мста-С», имеющая классическую для САУ компоновку. Ну а единственная «Шайба» с орудием от «Гиацинта» выставлена на территории Уралмашзавода.
Нельзя однозначно утверждать, была ли «Шайба» лучше или хуже «Мсты». Конечно, конструктор всегда будет защищать свое детище, но и руководство тоже можно понять: делать ставку на САУ с таким обилием новых решений все же очень рискованно.
2С14 «Жало-С»
В конце 1960-х в СССР начались работы над линейкой противотанковых пушек высокой баллистики: 125-мм «Спрут» для дивизионного звена, 100-мм «Норов» – для полкового и 85-мм «Жало» для батальонного. Разрабатывались буксируемые и самоходные версии.
Самоходку с 85-мм пушкой решили делать на базе бронетранспортера БТР-70. Орудие разместили в специально спроектированной башне, которая разместилась в середине корпуса.
Пушка была гладкоствольной, ее оперенный бронебойный подкалиберный снаряд обладал бронепробиваемостью в 250 мм с дистанции в 2 км.
В 1980-м и самоходная и буксируемая версии прошли испытания, но на вооружение приняты не были. Дело в том, что против новых танков НАТО (M1 Abrams, Leopard 2, Challenger) бронепробиваемость в 250 мм уже никуда не годилась. А повысить характеристики путем разработки ПТУР, запускаемой через ствол не получилось бы из-за калибра в 85-мм.
Единственный опытный образец САУ «Жало-С» можно увидеть в Кубинке.
2С15 «Норов»
Когда в 1976-м году группе предприятий выдали задание на создание легкого 100-мм самоходной противотанковой пушки, казалось, что никаких особых трудностей возникнуть не должно.
Машина создавалась на основе уже имевшихся образцов: шасси от 2С1 «Гвоздика», по пушке точно неизвестно, но, скорее всего, это была модификация «Рапиры» с добавлением эжектора. РЛС создавалась с использованием наработок по комплексу «Рута», который ставили на те же МТ-12.
Стоп. Какая еще РЛС? Да, все правильно. Изюминкой 2С15 должен был стать радиолокационный комплекс, который в любых метеоусловиях обеспечивал бы обнаружение танка с трех километров и поражение с двух, в том числе движущейся цели.
Предъявить машину на испытания должны были в 1979 году, но у предприятий, работавших над «Норовом», постоянно возникали проблемы, приводившие к задержкам. В итоге испытания стартовали только в 1983-м и завершились спустя два года, после чего проект закрыли.
Почему? Военные резонно посчитали, что 100-мм орудие против новых танков НАТО уже совсем не годится, поэтому нет никакого смысла начинать производство противотанковых САУ с заведомо недостаточными характеристиками.
2С21 «Мста-К»
В начале 1980-х в СССР задумались о создании 152-мм самоходной гаубицы на автомобильном шасси, унифицированном по орудию с создаваемыми в то же время буксируемой гаубицей «Мста-Б» и САУ «Мста-С» на базе танка Т-72. Разработку поручили горьковскому ЦНИИ «Буревестник».
Самоходки на автомобильном шасси ни в коем случае не должны были заменить гусеничные, а лишь расширить возможности артиллерии. Благодаря более высокой подвижности они могли бы в условиях боевых действий в районах с развитой дорожной сетью быстро перебрасываться на нужные позиции, а потом столь же стремительно уходить от ответного огня. Также колесные шасси дешевле в производстве и обладает большим ресурсом.
Можно подумать, что ничего сложного в создании колесной САУ нет: берем башню от гусеничной версии и ставим на подходящее грузовое шасси. Но реальность была несколько иной.
Для размещения на автомобиле необходимо было спроектировать новое боевое отделение, которое полностью находилось бы над погоном башни. Изменения требовалось внести и в конструкцию орудия: для колесной «Мсты» разрабатывалась гаубица 2А67, отличавшаяся от других версий другой конструкцией люльки, досылателя и уравновешивающего механизма, а также компоновкой противооткатных устройств.
Первые испытания проходили с шасси нового четырехосного грузовика «Урал -5323». Сразу скажу: нет, это не «КамАЗ», а именно «Урал», просто у завода из Миасса не было своей бескапотной кабины и вместо изобретения велосипеда было решено взять уже готовую у гиганта из Набережных Челнов.
Испытания опытного образца на шасси «Урала» показали, что подвеска и рама в целом выдерживают нагрузки, но на пределе возможностей.
Далее рассматривались шасси завода из Кременчуга: опытные ЧР-3130 и КрАЗ-6316. Насколько можно судить по имеющейся в сети фото, на базе первого построили опытный образец с башней, а на второй только установили массогабаритный макет орудия для подтверждения самой возможности дальнейших работ.
Также в сети можно найти информацию, что испытывалось также шасси от «КамАЗа». Однако у меня есть подозрения, что это все же «Урал -5323», а путаница вызвана одинаковыми кабинами.
Тем не менее, работы по колесной САУ затягивались, финансирование постепенно снижалось. А после 1991-го проект и вовсе пришлось закрыть, поскольку денег не стало совсем.
При этом войска спустя 30 с лишним лет все же получили свою первую колесную 152-мм САУ. Ей стала 2С43 «Мальва» на шасси производства Брянского автомобильного завода.
Сейчас периодически появляются новости о разработке колесной «Коалиции-КШ» на шасси «КамАЗа», но информации о каких-то осязаемых сроках принятия на вооружение нет.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Другие мои материалы вы легко найдете по ссылкам ниже.