Найти тему

Советский колесный танк, сделанный в одном экземпляре. История уникального экспоната Кубинки

Оглавление

Колесный танк – довольно редкая птица. Да и определение это условно, поскольку машины, причисляемые к данному виду, разработчики обычно именуют либо бронеавтомобилями или самоходными орудиями.

Уфранцузов до недавнего времени были на вооружении AMX-10RC со 105-мм пушкой, которые можно отнести хоть к тяжелым бронеавтомобилям, хоть к самоходным орудиям. В США имеется M1128 Stryker MGS, по сути БТР со 105-мм орудием (есть информация, что до конца 2022 года его планировали снять с вооружения). В Италии, в свою очередь, стоит на вооружении бронемашина Сentauro, последние версии которой оснащаются 120-мм пушкой.

Такие машины обычно используются для разведки и огневой поддержки, особенно хороши в пустынной местности и там, где есть разветвленная сеть дорог. Основной плюс – колесное шасси, позволяющее перемещаться по дорогам и твердым грунтам с большой скоростью, а также обладающее куда большим ресурсом, чем гусеничное. Да и цена тоже меньше. Главным же недостатком колесных танков можно назвать слабое бронирование, из-за которого бороться с полноценными танками можно только из засады.

В СССР и России подобных колесных танков никогда не было на вооружении, хотя один опытный образец вполне успешно прошел испытания. Сегодня я о нём немного расскажу.

Идея

В конце 1960-х годов в СССР пришли к выводу, что слишком рано списали со счетов противотанковые орудия, положившись на ПТУРы. Из-за развития технологий защиты от куммулятивных боеприпасов управляемые противотанковые ракеты рисковали потерять свою эффективность. Поэтому было решено разработать линейку противотанковых буксируемых и самоходных пушек высокой баллистики.

Для дивизионного звена разрабатывалась 125-мм пушка "Спрут", для полкового – 100-мм "Норов", для батальонного – 85-мм орудие "Жало".

Самоходный вариант решили выполнить на базе уже серийного БТР-70.

Воплощение

Чтобы 85-мм орудие обеспечивало высокую начальную скорость снаряда, его ствол сделали действительно длинным. На конце разместили щелевой дульный тормоз, который должен был гасить значительную отдачу. Орудие было гладкоствольным, скорострельность составляла около 20-25 выстрелов в минуту, в боевом отделении помещалось в районе 35-40 снарядов.

Боекомплект состоял из бронебойных подкалиберных снарядов, созданных специально под данную пушку, при этом они не были взаимозаменяемы с другими 85-мм снарядами из советских арсеналов.

"Жало-С" в Кубинке, 2015 год. Фото из моего личного архива
"Жало-С" в Кубинке, 2015 год. Фото из моего личного архива

Пушку разместили в разработанной под неё башне, которую без проблем расположили ближе к середине корпуса БТР-70 – благо в этом место внутри корпуса имелось пространство под десантное отделение. Более чем скромная бронезащита изменений не претерпела: 8-10 мм во лбу и 6 мм по бортам. Таким образом, корпус мог защитить только от пуль легкого стрелкового оружия и осколков. Башня обладала примерно такими же показателями. Как и исходный БТР, "Жало-С" умело плавать.

Опытный образец был готов в 1975 году, а к 1980 году он успешно прошёл все испытания.

-3

Финал

К моменту окончания испытаний стало ясно, что против поступающих на вооружения танков НАТО нового поколения (M1 Abrams, Leopard 2, Challenger и т.д.) 85-мм орудие мало что может противопоставить – разве что поразить в борт с близкой дистанции. Бронепробиваемость орудия "Жало-С" (около 250 мм) оказалась в полтора раза ниже, чем у 125-мм пушки "Спрут", а следовательно и пушек основных советских боевых танков.

Один из популярных тогда способов расширения боевых возможностей орудий – разработка управляемых ракет для запуска из пушки – для 85-мм орудия был не актуален, поскольку в такие небольшие габариты вписать управляемую ракету тогда не могли. Да и сейчас особо не пытаются.

К плюсам можно было отнести только дешевезну и удобство эксплуатации благодаря освоенной в войсках базе от БТР-70.

В итоге получилось, что новый образец боевой техники ещё в момент принятия на вооружения становился неактуальным. Поэтому после завершения испытаний программа была закрыта.

Не стали массовыми и более мощные "Норов" и "Спрут". Первый вовсе не дошел до серии, буксируемый "Спрут" выпустили где-то в 20 эземплярах, а самоходный – произвели небольшой серией для ВДВ. Не так давно появилась модернизированная версия с современной электроникой, но перспективы машины крайне туманны.

Ну а единственный опытный образец "Жала" долгое время стоял в запасниках танкового музея в Кубинке, но затем всё же получил свое место в одном из выставочных ангаров, где и встретился мне в 2015 году.

Кстати, героя данной статьи вы можете найти в нескольких онлайн-играх по танковой тематике. Рекламировать их не буду, легко найдёте сами.

А как вы думаете, принес бы пользу этот образец боевой техники в конфликтах, через которые в следующие десятилетия прошла советская и российская армии? И нужны ли подобные машины сейчас?

Свои мысли предлагаю высказать в комментариях. Также не забудьте поставить палец вверх и подписаться, если ещё этого не сделали. Обещаю, что не пожалеете.