Никому не секрет, что в настоящее время наш автомобильный рынок испытывает трудные времена. Цены на новые автомобили уже достаточно высоки, и в ближайшем будущем они могут вырасти еще больше. В Госдуме уже одобрили предложение о повышении утилизационного сбора и даже предложили механизм для его увеличения. Таким образом, в скором времени наш рынок может столкнуться с новым падением продаж.
Если взглянуть на цены на автомобили в нашей стране сегодня, можно ужаснуться. Государство продолжает "сжимать" собственный автомобильный рынок всеми доступными средствами. Сначала фактически отменили параллельный импорт, заставив платить за разницу в таможенных пошлинах между нашей страной и другими государствами ЕАЭС.
Теперь, поддавшись очередному давлению со стороны АвтоВАЗа, ожидается новое увеличение утилизационного сбора, что может серьезно подорвать наш автомобильный рынок. Цены вырастут настолько, что многие перестанут рассматривать возможность покупки нового автомобиля. Кроме того, на ситуацию также окажет значительное влияние высокая процентная ставка. Большинство людей приобретает автомобили в кредит на срок от 3 до 5 лет, что приведет к резкому увеличению переплаты.
Глава АвтоВАЗа объяснил решение о повышении утилизационного сбора двумя ключевыми аргументами.
- Во-первых, значительная сумма денег уходит за границу. Наши средства направляются на оплату труда иностранных инженеров, дизайнеров и рабочих. Однако, с другой стороны, разве ситуация была иной до того, как все мировые бренды покинули наш рынок?
- Во-вторых, Соколов считает, что увеличение утилизационного сбора может побудить китайские бренды начать развивать свое производство на территории нашей страны. Единственной китайской маркой, имеющей завод в России, является Haval. За последние годы Haval не только увеличил уровень локализации, но и недавно запустил производство двигателей, а также открыл дополнительный цех для штамповки.
По результатам 2023 года концерн Great Wall Motor, включающий бренд Haval, увеличил свою выручку до 310 миллиардов рублей, что в четыре раза превышает показатели 2022 года. Чистая прибыль составила 7,3 миллиарда рублей, что почти в 22 раз больше, чем в предыдущем году.
Тем не менее, другие китайские бренды пока не спешат выходить на наш рынок с собственными производственными мощностями. Максимум, на что они готовы, — это арендовать уже существующие производственные площадки, как это делают Kaiyi, BAIC и SMW, работающие в Калининграде. Китайские компании не стремятся инвестировать в производство в нашей стране из-за высоких затрат и длительного срока окупаемости. Вряд ли ситуация изменится после увеличения утилизационного сбора; просто так убедить китайцев строить свои заводы у нас не удастся.
Что касается наших автомобилей, то они также подорожают в связи с увеличением утилизационного сбора. Мы уже сталкивались с подобной ситуацией в августе 2023 года, когда по просьбе АвтоВАЗа был повышен налог. Несмотря на уверения главы АвтоВАЗа Максима Соколова о том, что цены на наши автомобили останутся на прежнем уровне, они все же изменились, и довольно значительно. Например, стоимость модели Веста увеличилась примерно на 300 тысяч рублей, а другие модели также подорожали, хотя и не так сильно.
Помимо "Китайцев", в нашей стране в настоящее время активно реализуется белорусский кроссовер, который был привезен еще в прошлом году. В общей сложности в нашу страну поступило свыше 50 тысяч таких автомобилей, и в прошлом месяце эта белорусская марка вошла в десятку лучших, заняв 9-е место по продажам среди всех представленных на рынке брендов.
Это марка Belgee, основанная белорусами в 2022 году. Первым автомобилем стал кроссовер Belgee X50. Его внешний вид сразу же напоминает Geely Coolray, который недавно продавался на нашем рынке. Почему "продавался"? Дело в том, что модель обновилась, и теперь Geely предлагает рестайлинговый Coolray, а устаревшую версию передали белорусам.
С технической стороны изменений не произошло: под капотом по-прежнему находится 1,5-литровый 3-цилиндровый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, передний привод и 7-ступенчатая роботизированная трансмиссия. Что касается комплектаций, то они остались прежними — всего три варианта, в то время как дорестайлинговая версия кроссовера Geely Coolray предлагалась в четырех комплектациях.
В настоящее время кроссовер на заводе в Беларуси не производится полностью. На завод поступают готовые кузовные элементы, которые затем свариваются, проходят антикоррозийную обработку и окрашиваются. Интересно, что толщина лакокрасочного покрытия у кроссовера, собранного у наших соседей, больше, чем у модели, произведенной в Китае.
Моторы, трансмиссии и другие ключевые компоненты не будут локализованы. Для того чтобы начать их самостоятельное производство, необходимо увеличить объем выпуска автомобилей. В настоящее время завод планирует производить 60 тысяч автомобилей, но в случае роста спроса это количество может быть увеличено до 120 тысяч в год. Только после этого можно будет рассматривать возможность локализации двигателей и трансмиссий.
Какова цена этого белорусского автомобиля? Если учитывать все возможные скидки, стоимость кроссовера выглядит весьма разумно. Базовая версия стоит 1,95 миллиона рублей, средняя — 2,5 миллиона, а самая дорогая — 2,10 миллиона рублей. Без учета скидок цены колеблются от 2,2 до 2,7 миллионов рублей, что уже не так привлекательно. Однако дилеры охотно предлагают этот кроссовер по более низким ценам, так как в наличии имеется около 50 тысяч автомобилей 2023 года, и их нужно реализовать.
Почему же этот кроссовер пользуется популярностью? Все очень просто: это тот же Geely Coolray, который завоевал симпатии у нас в стране. Он продается с 2020 года и зарекомендовал себя исключительно положительно. Хотя пока не так много владельцев успели проехать на нем большие расстояния, те, кто уже преодолел 100 тысяч километров, не высказывают недовольства. Конечно, есть некоторые недостатки, но в целом это достаточно надежный кроссовер.