24 апреля 1916 года в Ирландии вспыхнуло восстание за независимость Ирландии. Но уже 26 апреля по Дублину проехались едва ли не единственные в Ирландии тех лет бронированные автомобили. А собрали их прямо там, в пригородах, для защиты британских войск.
История создания
Вспыхнувшее антиправительственное восстание в Дублине шло стремительно – всего за несколько часов были захвачены и парализованы все государственные учреждения, в том числе правительственные органы. Лидер восставших, Патрик Пирс уже читал декларацию о независимости Ирландии от Букингема, а британцы тем временем стягивали к Дублину войска.
При попытке войти в город для усмирения бунтующих ирландцев, британские войска начали сталкиваться с засадной тактикой действий – ирландцы, прячась в окнах, попросту расстреливали солдат. Это и не давало британцам слету ворваться в город и начать «усмирение» - не хотели офицеры терять людей понапрасну. Да и опасно это было – поддержка революционных течений в то время была мэйнстримом, плюс ко всему была абсолютно непопулярной война в Европе. Чтобы сберечь солдат, а главное – не настраивать их против себя, офицеры стали искать решение.
Что они придумали?
На одном из пригородных заводов Guinness нашлись четыре целёхоньких 3-тонных грузовика Daimler, которые использовались пивоваренной компанией для развоза готовой продукции. С этих машин сняли кузова, обшили кабины листовым котельным железом, а вместо кузовов установили… паровые котлы! Котлы были старыми, списанными, но из добротного железа – в них понаделали бойниц для стрельбы изнутри и в таком виде начали использовать для переброски войск в отдельные кварталы Дублина. Ещё один грузовик обшили плоскими листами котельного железа, собрав из него некую коробку с бойницами.
Имевшееся на вооружении революционеров оружие было достаточно слабым, – пробить даже 6.3 мм котельного железа не могло. Следовательно, британцы практически без потерь смогли вернуть контроль над бунтующим городом, причём очень быстро – тем более, что меньше чем через сутки после начала бунта, к городу стянули ещё пять броневиков Rolls-Royce. Импровизированные бронетранспортёры же, после «усмирения» вернули Guinness, где были разбронированы и продолжали использоваться для развоза продукции завода.
Заключение
Конечно, это не были серийные бронеавтомобили – правильнее их будет назвать локальной импровизацией. Но это показывает, что в боевые машины, особенно против слабого противника можно превратить практически всё. Ну и оставляет свой след в истории бронированной техники Великобритании.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!