Найти тему
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Бронеавтомобиль Rolls-Royce Armored car, 1914

Оглавление

Начиная цикл публикаций о бронетехнике британских войск, я думаю, будет правильным начать с бронеавтомобилей. Именно они, по моему скромному мнению, стали отправной точкой, с которой начались разработки танков, причём не только в Великобритании, но и в остальном мире. Давайте заглянем в этот удивительный мир британской бронетехники?

Герой нашей публикации собственной персоной. Изображение в свободном доступе.
Герой нашей публикации собственной персоной. Изображение в свободном доступе.

История создания бронеавтомобиля Rolls-Royce

В сентябре 1914 года, вскоре после начала Первой Мировой Войны, Королевская Военно-морская авиационная служба (RNAS) сформировала целый список требований к боевым машинам нового времени. Бронеавтомобили британским военнослужащим уже были знакомы, как минимум, по донесениям разведки, их эффективность на полях сражений не оставляла никаких сомнений. Именно поэтому британские военные решили – нам нужно больше бронеавтомобилей, надёжных, мощных и хорошо вооружённых. Под это дело были реквизированы все доступные на заводе шасси от Rolls-Royce Silver Ghost – а что, военные тоже комфорта хотят! Так сказали бы некоторые, если бы не знали – автомобили Rolls-Royce обладают практически бессмертной подвеской, что хорошо сказывалось на общей надёжности бронеавтомобиля. Да и двигатели у них были весьма качественными ещё в те годы.

Вот такую роскошную машину "облепили" бронёй и отправили воевать! На фото Rolls-Royce Silver Ghost образца 1914 года. Изображение в свободном доступе.
Вот такую роскошную машину "облепили" бронёй и отправили воевать! На фото Rolls-Royce Silver Ghost образца 1914 года. Изображение в свободном доступе.

Однако тогда конструкторы ещё не знали, что с этой грудой шасси делать – не было ни чёткого техзадания, ни адекватно проведённой конструкторской работы. RNAS попросту сформировала требования, согласно которым требовалось создать бронеавтомобиль – броня должна защищать от стрелкового оружия, вооружить её пулемётом, да и всё. Тогда за дело взялся талантливый инженер Томас Джерард Хетерингтон (именно с его подачи первые танки получили гусеничный ход) – буквально за две недели он с нуля разработал довольно неплохой корпус бронеавтомобиля на основе серийной модели, вооружённого пулемётом во вращающейся башне. Машина получилась довольно скромных (зная про исходное шасси) размеров, что помогало её на полях сражений.

Новые машины поставлялись, в основном, на ближневосточный театр боевых действий – лишь некоторое количество бронеавтомобилей (в очень малом количестве) использовалось на Европейском театре боевых действий. Чуть позже, уже по завершении ПМВ, эти бронеавтомобили пересоберут на новых шасси, однако без толку, ибо танки к тому времени уже слишком прочно войдут в обиход, начнётся постепенное вытеснение бронеавтомобилей из войск, пока им не оставят сугубо узкоспециализированные задачи, как правило, транспортные и патрульные.

Конструкция

Первый британский бронеавтомобиль, кроме корпуса, мало чем отличался от серийного Rolls-Royce Silver Ghost. Однако кое-какие изменения в конструкцию шасси тоже были внесены. Давайте рассмотрим их поближе.

Корпус и башня

Корпус, как я уже писал выше, проектировали с нуля, однако без всяких изысков – Томас Джерард Хетерингтон банально заменил все панели корпуса на листы бронированной стали толщиной 12 мм, сделал кабину закрытой, а на крыше кабины установил трёхскатную вращающуюся пулемётную башню. Башня, как и корпус, собирались на некой лёгкой раме, к которой методом клёпки крепились листы бронированной стали.

Экипаж бронеавтомобиля должен быть неприхотливым, особенно после того, как его командируют на Ближний Восток. Фотография в свободном доступе.
Экипаж бронеавтомобиля должен быть неприхотливым, особенно после того, как его командируют на Ближний Восток. Фотография в свободном доступе.

Экипаж состоял из трёх человек, более-менее комфортно располагавшихся в чреве машины – механик-водитель и командир машины сидели плечом к плечу, за ними на подвесных ремнях «висел» пулемётчик. Весь обзор осуществлялся через неприкрытые ничем узкие смотровые щели. Вне боя щитки, в которых были прорезаны щели, поднимались, а по бокам машины открывались небольшие смотровые оконца. Так обзор значительно улучшался. Пулемётчику приходилось любоваться миром лишь через отверстие прицела или же, в небоевой обстановке, через люк в крыше башни.

У каждого члена экипажа был свой «люк» в корпусе бронеавтомобиля – механик-водитель и командир машины усаживались через свои дверцы, расположенные по бортам, а пулемётчик через люк на крыше башни. Он же использовался всеми членами экипажа при необходимости эвакуации (неудобно, но что поделать?).

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Здесь конструкторы не привнесли ничего нового – вся силовая установка была «позаимствована» у базовой модели Silver Ghost. Двигатель в ней – рядный, шестицилиндровый карбюраторного типа, объёмом 7.4 литра, с водяным охлаждением. При 2250 оборотах такой двигатель выдавал 80 лошадиных сил, которые в паре с четырёхступенчатой коробкой передач позволяли бронеавтомобилю «бегать» по шоссе со скоростью 72 км/ч.

Двигатель "серебрянного призрака". Конечно, это фотография гражданской модели - в военной всё выглядело куда скучнее. Фотография в свободном доступе.
Двигатель "серебрянного призрака". Конечно, это фотография гражданской модели - в военной всё выглядело куда скучнее. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть выполнялась по схеме 4+2, с подключаемым дифференциалом. Привод задний, подвеска на всех четырёх колёсах – листовая полуэллиптическая. Для почти пятитонной машины подвеска давала достаточно комфорта при езде по бездорожью, чтобы уверенно бить из пулемёта по цели, а не в молоко, как во многих других бронеавтомобилях.

Главное предназначение этого автомобиля – рейдовые операции по тылам противника, разведка (в том числе боем) и спасательные операции. Всё это стало возможным благодаря мощному двигателю и отличной системе глушителя – звук работающего мотора был еле слышен (именно поэтому «материнскую» модель назвали «Серебрянный Призрак»).

Часть машин позже получит подвеску от грузовика Fordson – они станут более известными под названием «бронеавтомобиль Фордсон». Помимо шасси, в них установят другую башню и вместе с ней – новое вооружение.

Вооружение

В качестве основного и единственного вооружения использовался английский вариант пулемёта Максим – Vickers .303 калибра 7.7 миллиметра, установленного в башне. Это давало возможность обстреливать всё вокруг на 360 градусов, обеспечивая надёжную защиту бронеавтомобиля от вражеской пехоты. Других пулемётов на эту машину не устанавливалось никогда.

Вот этот пулемёт (разумеется, это окопный его вариант), с другими креплениями и без систем доподачи воды, использовался как основное вооружение бронетехники до 30-х годов ХХ века. Изображение в свободном доступе.
Вот этот пулемёт (разумеется, это окопный его вариант), с другими креплениями и без систем доподачи воды, использовался как основное вооружение бронетехники до 30-х годов ХХ века. Изображение в свободном доступе.

В поздних модификациях, правда, добавлялся ещё один пулемёт Льюиса, устанавливаемый на башне в качестве зенитного. Однако таких бронеавтомобилей, насколько я знаю, было всего несколько штук.

На фотографии виден второй пулемёт, устанволенный на башне в качестве зенитного. Обратите внимание на колёса - скорее всего, это версия на базе шасси от грузовика Fordson. Фотография в свободном доступе.
На фотографии виден второй пулемёт, устанволенный на башне в качестве зенитного. Обратите внимание на колёса - скорее всего, это версия на базе шасси от грузовика Fordson. Фотография в свободном доступе.

Однако есть информация, что в межвоенный период, примерно в конце 30-х годов, уцелевшие к тому времени машины получили новую башню – в ней устанавливалось противотанковое ружьё Boys калибра 14 мм и спаренный с ним пулемёт Bren калибра 7.62 мм. Такой модернизации подверглись 34 машины 11 гусарского полка принца Альберта, расквартированного в Египте.

Боевое применение

Всего было сформировано шесть отрядов бронеавтомобилей, по 12 машин в каждом. Один отряд был направлен во Францию, один в Африку. Остальные использовались на ближневосточном театре боевых действий. В августе 1915 года все подразделения были расформированы, а бронеавтомобили передали армии, которая использовала их для охраны легкобронированных моторных батарей. Внедорожные качества бронеавтомобилей не позволяли успешно использовать их на фронтах европейского театра боевых действий – множество траншей, «лунный пейзаж», рыхлый грунт, особенно мешала и распутица. Выбраться из грязи Роллс-Ройс самостоятельно не мог, поэтому было принято решение о передаче всех этих бронемашин на Ближний Восток – в песках они чувствовали себя намного лучше.

"Пустынный" Rolls-Royce Armored car. Фотография в свободном доступе.
"Пустынный" Rolls-Royce Armored car. Фотография в свободном доступе.

Один из «летучих отрядов» был под командованием знаменитого Лоуренса Аравийского – он очень высоко оценивал бронеавтомобили Роллс-Ройс, особенно после штурма позиций турецких войск, которым он лично руководил. По некоторым данным, именно благодаря этим машинам, удалось успешно завершить «арабское восстание» в Деръа, что позволило окончательно сломить сопротивление Османской армии в регионе. И по завершению этих военных операций, Лоуренс Аравийский буквально влюбился в Роллс-Ройс.

Сэр Лоуренс Аравийский (он же Томас Эдвард Лоуренс) в форме Королевских ВВС Великобритании и в "камуфляже". Фотография в свободном доступе.
Сэр Лоуренс Аравийский (он же Томас Эдвард Лоуренс) в форме Королевских ВВС Великобритании и в "камуфляже". Фотография в свободном доступе.

По завершении Первой Мировой Войны, эти бронеавтомобили успели повоевать в Ирландской гражданской войне – как минимум один отряд (13 машин) был передан правительству Ирландии для подавления протестов. Они довольно неплохо себя показали во время боевых операций, причём оставались на вооружении до 40-х годов, пока к ним не перестали производить запчасти. В дальнейшем – стояли в гаражах, пока не были пущены на разбор в середине 50-х годов ХХ века.

Ещё два отряда этих бронеавтомобилей (пресловутый 11 гусарский полк принца Альберта и ещё одно формирование британских войск в Сирии) прослужили до 1941 года, пока не были сняты с вооружения. Но они всё ещё могли быть полезными Британской короне – поэтому их направили в Индию и Бирму (к тому времени ещё бывшими британскими колониями), где они постепенно канули в лета от износа запасных частей и корпусов.

На сегодня осталось всего четыре оригинальных машины Rolls-Royce armored car образца 1920 года – с «новыми» башнями – один установлен на базе Куррагх в Ирландии, один в знаменитом танковом музее Бовингтона, ещё один стоит на базе Хоннингтон в графстве Саффолк и последний установлен на территории военного музея в городе Ахмеднагар в Индии. Все остальные машины – имеют восстановленные в наши дни корпуса или элементы, но в целом, имеют большое количество оригинальных частей.

Заключение

В целом, бронеавтомобили Роллс-Ройс были неплохим для своего времени образцом боевой техники. И если не брать в расчёт их внедорожные характеристики (которые не могли быть высокими, если знать базовую модель автомобиля), то они могли бы считаться даже легендарными. Но главную ошибку конструкторов ещё только предстояло исправлять, а боевые задачи требовали решения «здесь и сейчас» - поэтому бронемашины будут в ходу ещё не один десяток лет.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!