На днях мне тут в очередной год стукнуло. Но это был лишь повод. Вы в мастерской болотного медведя и сегодня мы найдем артефакт.
Какими были советские моторы? Особенно мотомоторы? Почти всегда это чья-то лицензионная копия.
Но был мотор, как минимум один мотор оригинальной конструкции. Чьей именно ходят разные слухи, и это вариант для отдельной статьи. Тем не менее в далеких уже 50х появился уникальный моторчик для велосипедов. Тип д4.
Мотор пользовался спросом и активно выпускался как минимум 3 заводами. ХВЗ- харьковским велосипедным,КО- красным октябрем и КМЗ- ковровский механический завод.
Не смотря на общие названия, каждый завод имел собственные особенности. ХВЗ и КО имели собственную отливку на крышке сцепления. А КМЗ собственный литер Д4К.
Если не считать Иртыш, а он на мой взгляд немного другой эпохи, то это первый мопедный мотор. Артефакт ушедшей эпохи.
Так вот, сижу я значит в своей берлоге, никого не трогаю. И вдруг сообщение от друга: тебе это, д4 не нужен?
Эта штука лежала на авито в объявлении трубогибочного станка. В описании. И собственно, друг искал гибочный станок.
Его невозможно было найти свободной охотой, только вот так случайно.
Некоторое время я ожидал, чтобы его забрали. В долг. Потому что у меня некоторые финансовые сложности, по стороннему проекту. И вот он в руках.
Поздний глушитель. Есть некоторые споры шли ли они с таким глушителем или только гравицапой. Но это не столь важно.
Что мы по итогу имеем? КмЗ Д4К. 1 лошадь при 4000 об/мин. Он низовой?!
У ш58 максимальная мощность достигается на 4500-5500 об/мин. При этом передаточные у д4 сильно больше. 11/43 против 14/36.
А еще "велосипедная" звезда под пр18.2-900.
Ну да, это мотор эпохи мотовелосипедов. Рига 2 Гауя, В902.
И найден он был под пензой, а там был ПВЗ им Фрунзе.
И они как раз выпускали велосипед В16 и его модификации. Проверим теорию.
С годом у этих моторов вечные проблемы. Но на карбюраторе есть дата. Обычно они комплектовались в течении года, поэтому я считаю дату на карбе- датой мотора, хотя это не совсем верно, но в первом приближении подходит.
На ПВЗ в 1964 году уже год на конвеере уверенно стоял мотовелосипед 16-В1. И вроде вот оно! Но есть нюанс, индекс В1 как раз обозначил переход на мотор Д5.
Потому что КО освоил выпуск новой версии. КмЗ отставал и до 1966 выпускал именно д4, для самостоятельного дооборудования велосипедов моторами.
Получается, мы имеем один из самых поздних д4, проданых мотор-комплектом.
Когда были вскрыты крышки мы просто не поверили. Ни следа коррозии. Похоже он лежал или в сухом гараже или дома.
Но сцепа вскрывалась. А так же не родные прокладки.
Вообще толщина прокладоса под крышкой сцепления: мое почтение. Миллиметра 3.
Обратите внимание, что у мотора свои хомуты крепления на раму, позже их усилили.
Единственная проблема: поврежденный изолятор вв провода. С этим надо будет что-нибудь сделать.
Мотор работал, имеет следы износа на цилиндре.
И прям явные следы прорыва рабочих газов в нижнюю камеру. Так же классические следы перегрева поршня и прихватов.
Но это все не очень важно. Я уверен, что он заведется.
Кстати говоря, на данной версии присутствует сливной продувочный болт в картере. Я читал, что это было нововведение д6. А вот нет.
Вот оно у меня. В данный момент это самый старый мотор. Но у меня появилось странное желание. Я хочу технику до 1961 года. Почему именно этот?
В 1961 человек впервые покорил космос. Началась космическая эра. Да, можно возразить, что спутник-1 был раньше, я не спорю с этим, но мне с 1961 проще)
Этот мотор очень близок. Я пока не имею однозначного решения, что именно с ним делать. Точно заведу и сравню с имеющимся в моем распоряжении рядом легких моторов типа д, в основном Д8Э. Есть подозрение, что дедушка меня удивит.
Дедушка.. А ведь и правда 1964 год, мотору 60 лет.
Нужно искать ему раму.. Но это точно не сейчас.. А в16 красивая рама)
Вы были в мастерской болотного медведя, всем большого старого бобра. Похоже мы упорно идем в прошлое. До новых встреч!