Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Эпос" - орбитальный самолет, улетевший в историю

Оглавление

Среди самых интересных и редких экспонатов Музея ВВС в Монино можно назвать орбитальный самолет "Эпос" (конспиративная кличка "изделие 105-11").

Фото моё.
Фото моё.

С виду небольшой и скромненький, только дизайн очень необычный. Люди чаще всего проходят мимо. Тем более, что экспонат и выглядит неважно.

Можно сравнить нынешний внешний вид с тем, что наблюдалось в 2006 году. Снято с того же ракурса.

ЭПОС. Источник: Википедия. 2006 год. Автор фото - Bernhard Gröhl. Свободная лицензия.
ЭПОС. Источник: Википедия. 2006 год. Автор фото - Bernhard Gröhl. Свободная лицензия.

Даже аннотация не бросается в глаза. Она типовая и написана в обтекаемых выражениях (в том, что касается характеристики самого самолета). Фактология - как везде: технические данные, дата создания (1976), фамилии авторов проекта и летчиков-испытателей.

Фото моё.
Фото моё.

Что же, разматываем историю, обращаясь к доступным источникам.

Закрытый проект

Красивое название ЭПОС - это не отсылка к временам богатырей и былин, а аббревиатура: экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет.

Конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский (1910 - 2001) с 1960-х годов руководил засекреченным проектом "Спираль", имевшим, естественно, военное назначение и возникшим как ответ на аналогичные опыты американцев. Система "Спираль" состояла из орбитального самолета, выводимого другим, гиперзвуковым, самолетом, в космос, а затем ракетной ступенью на орбиту.

ЭПОС принадлежал к серии дозвуковых аппаратов. После него были созданы сверхзвуковой МиГ-105.12, и гиперзвуковой МиГ-105.13 - но они никуда не летали. А затем, с 1980 года, создавались аппараты возобновленной серии БОР (некоторые носили название "Космос").

Проект поначалу развивался до 1969 года (первые модели БОР), затем был возобновлен в 1974 (тогда и возник МИГ105-11, он же Эпос), а после 1990 года программа окончательно закрылась.

Почему?..

Исследователи называют ряд причин.

Во-первых, косная и консервативная позиция высокого советского начальства - людей старой выучки и почтенного возраста.

Министр обороны Андрей Антонович Гречко (1903-1976), сын сельского кузнеца, профессиональный кавалерист, кадровый службист, прямо заявил по поводу проекта "Спираль": "«Фантазиями мы заниматься не будем» (в другой версии: "Это фантастика. Надо заниматься реальными делами").

Его преемник в должности, Дмитрий Федорович Устинов (1908-1984), сын рабочего, слесарь, затем инженер-конструктор артиллерийского вооружения, - был несколько более продвинутым и курировал развитие советского ракетостроения (в том числе и в космической области). Однако проект орбитального самолета тоже показался ему бесперспективным. Испытания при Устинове проводились, однако государственная поддержка шла на другие проекты (в том числе проект Буран - Энергия, развивавшийся в 1974-1993 годах и в итоге тоже закрытый).

Нужно заметить, последний советский министр обороты, Дмитрий Тимофеевич Язов (1924-2020), выходец из крестьян, в молодости - пехотинец, затем командовавший мотострелковыми подразделениями, вряд ли хорошо разбирался в передовой космической и авиационной технике. У него были другие приоритеты (война в Афганистане, затем вывод советских войск из Западной Европы). К тому же космос - вообще отдельное ведомство, хотя без военных там, понятное дело, не обходится.

Так или иначе, "Спираль" и "Буран" остались лишь в истории.

ЭПОС. Фото моё.
ЭПОС. Фото моё.

Забавная деталь (из статьи в Википедии):

Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть».

А и вправду, чем-то похож.

Испытатели-космонавты

Орбитальным полетом должны были управлять не просто летчики-испытатели, а профессиональные космонавты. Такой отряд был сформирован в 1966 году; до 1971 года его возглавлял Герман Степанович Титов, а после 1973 отряд был расформирован.

В числе первых участников отряда - космонавты

Затем туда входили и другие космические "асы":

Так что проект создавался на самом серьезном уровне, и участвовали в нем специалисты, имевшие опыт космических полетов.

Фильм-загадка

В 1961 году появился фильм Никиты Курихина "Барьер неизвестности". Его сюжет строился вокруг испытаний секретного экспериментального пилотируемого гиперзвукового самолёта «Циклон» (название, понятно, условное).

Получилась производственная мелодрама, в которой один летчик-испытатель гибнет, другой справляется с заданием, хотя получает изрядную долю радиации. И, конечно, присутствует красивая женщина-ученый, Вера Станкевич, исследующая причины появления на высоте свыше 6000 км загадочного свечения в кабине пилота.

Фильм мне не слишком понравился из-за множества недомолвок и сильно затянутых романтических взаимоотношений между героями. Что за свечение? Чем так занята эта Вера, и что она всё время считает на бумаге? Симуляция бурной деятельности эффектной дамы, в которую влюблены два видных мужчины - летчик и конструктор.

Но в то же время, зная историю "Спирали", на фильм можно посмотреть и другими глазами. К тому же в кадр иногда попадают исторические самолеты, сейчас - крайне редкие. А тогда они летали.

Кому не жаль потратить времени на это ретро, можете посмотреть.

И - да, там показана именно эта технология: орбитальный самолет выводится в космос мощным носителем. Может быть, ради этого зрелища фильм и заслуживает внимания.

А таинственное свечение объяснялось в фильме воздействием солнечной радиации в связи с определенными погодными условиями. Сейчас бы такое назвали магнитной бурей. Только ни о каких свечениях нынешние летчики не упоминают.

---