Найти тему

Что делать, если подчиненные не слушаются?

Оглавление

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Для любого руководителя такое поведение подчиненного интерпретируется, как НЕУВАЖЕНИЕ, вызов его авторитету (хотя это не всегда так).

И, конечно же речь не о рабочих на стройке, а о тех видах деятельности, где интеллект - основной или важный фактор деятельности и найти замену быстро - не всегда возможно.

"Непослушание", конечно же, вызывает раздражение и даже гнев у руководителя. Я не имею ввиду открытые отказы выполнять поручения или приказы. Это всё-таки редкость, и в моей практике такого не было.Я больше про случаи когда возникают "аргументированные" возражения при постановке задачи, тихий саботаж, и выполнение работы так, что не придерёшься, но и результат не тот, который нужен.
Ситуация может перерасти в конфликт, который, если не принять мер, усиливается и заканчивается обычно увольнением сотрудника в т.ч. "по-собственному". А если это несколько сотрудников - то уже возникает вопрос о компетентности самого руководителя. Собственники, кстати, тоже не застрахованы от таких ситуаций, особенно в случае, когда их несколько. Одного могут слушаться, а другого - не очень.

Что делать с таким сотрудником? Увольнять? Воспитывать?

Я не раз задавался этими вопросами и когда был начинающим руководителем, еще не успевшим заработать авторитет и, когда уже имел и многолетний опыт и авторитет (самый плохой эффект, кстати, давало давление этим самым авторитетом).

Думаю, вы согласитесь, что подобные ситуации возникают не "вдруг". Причины, как я говорил выше, могут быть разными:

- сотрудник перегружен
- не понял задачу или не видит в ней смысла
- не понимает, как выполнить ваше поручение / боится не справиться
- не уважает вас, как руководителя

Но остановимся именно на НЕУВАЖЕНИИ со стороны подчиненного.

В теории и практике менеджмента существует много советов, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ С СОТРУДНИКАМИ. Чаще всего в ключе "Как поставить подчиненного на место". И сам много раз слышал, что такие подчиненные неправы, разбалованы, руководителя должны уважать априори, но это скорее утешало, чем что-то меняло.

Делюсь вопросом, который мне действительно и радикально помог в подобных ситуациях с подчиненными:

"Что Я сделал или НЕ сделал, как лидер, и ЭТО привело к ТАКИМ последствиям❓"

Как правило, мы свои "слепые зоны" не видим, пока нам кто-то на них не укажет. Я честно признаюсь, что значительную часть своей карьеры был посредственным руководителем. Но отрицал это, и долго пытался исправить других, а не себя.
Что мне помогло задуматься и начать меняться? Организованные компанией тренинги для руководителей и коучинг.
Я увидел себя в неприглядном свете, но в дружелюбной развивающей атмосфере (это очень важно!!!).

Какие точки роста я осознал благодаря этому:

❌ Иногда не защищал сотрудников от обвинений других коллег "за глаза", когда считал такие справедливыми. Таким образом становился на противоположную сторону в конфликте.

❌ Не умел давать развивающую обратную связь по моментам, которые мне не нравились, а предъявлял вместо этого претензии.

❌ При постановке задач и внедрении изменений смотрел на подчиненных как на функции, а не личности.

❌ Не всегда искренне интересовался проблемами, которые им мешают работать.

❌ Иногда практиковал микроменеджмент - вместо контроля процесса старался всем поуправлять.

❌ Пытался учить специалистов, которые в своей области разбираются лучше чем я.

Когда начал изучать механизм развития конфликтов, я понял, свою главную ошибку, как руководителя: При появлении любого сопротивления начинал "продавливать" свое мнение.

Такое поведение я вижу довольно часто у руководителей разных уровней. Небольшое давление и даже вызов нужны порой, как помощь, когда сотрудник в себе не уверен, но важно не перейти грань, после которой будет только вред.

Вместо этого я стал учиться, сохраняя уважение к людям, разбираться в причине их возражений и либо их "отработать", либо скорректировать задачу. Порой возражения были вполне аргументированными и сотрудники могли предложить решение лучше.

Если кратко, в вопросе ЧТО ДЕЛАТЬ? я сместил фокус с того, ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ подчиненные на то, ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ Я, КАК РУКОВОДИТЕЛЬ.

И сотрудники стали лучше работать. Сами брать инициативу. Задачи я начал ставить по-другому, обязательно учитывая их мнение. Люди ко мне стали приходить только, если что-то не получалось или нужна была защита и поддержка. Не все свои ошибки я смог исправить, но к моменту своего ухода из компании ВСЕ МОИ (порой многолетние) конфликты с ними были решены. Ушло постоянное напряжение, которое было раньше. Появилось время на новые проекты,

Как я отвечаю на вопрос, ЧТО ДЕЛАТЬ в первую очередь, чтобы подчиненные уважали руководителя

Постоянно развивать неавторитарные лидерские навыки сотрудников-руководителей любого уровня и свои собственные (через личный пример, обратную связь, тренинги и коучинг), потому что естественное лидерство - самое сильное, а заслуживается оно ТОЛЬКО через уважение, доверие и коммуникацию.

То, что вы платите людям деньги и имеете опыт, дает определенный иммунитет, но не гарантирует вас от неуважения. Я знаю примеры, когда собственники теряли ценных сотрудников и даже теряли бизнес именно по этой причине.

Осваивать развивающую модель руководства, потому что авторитарная теряет актуальность, особенно в сферах, где основной ресурс - интеллект сотрудников. Да и там, где главным ресурсом является материальное производство, уже наблюдаются такая же тенденция.

Фокусироваться на своей ответственности в конфликтах с подчиненными и учиться решать их на самой ранней стадии. Поверьте моему опыту - это снимает многие проблемы, ускоряет процессы без лишней формализации и вызывает рост уважения к руководителю.

✏️ Подписывайтесь на мой телеграмм-канал. П, чтобы начать разумно управлять конфликтами и не давать конфликтам управлять вашим делом и вашей жизнью.

Также читайте в Дзен:

📗 Статья о том, как внедрять изменения с минимумом сопротивления на основе живого примера.

📕
Статья про разумное управление конфликтами и тупиковые сценарии, которые всё портят, но по которым чаще всего конфликты и развиваются. .

✏️ Поделитесь в комментариях примерами, как вы действовали, сталкиваясь с неуважением подчиненных? И какие еще вопросы по этой теме хотели бы раскрыть?