В первой части нашего рассказа мы рассмотрели историю автомобильного дизайна от конных повозок до золотого века автомобилестроения (1920–1940 годы). В этот период были созданы первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания, произошёл переход на полноприводные модели и автомобили встали на все 4 колеса, появился задний привод. Также появилось большое разнообразие моделей, фирм и дизайнов.
В этой статье мы продолжим изучать развитие автомобильного дизайна. Мы рассмотрим послевоенный период, когда появились компактные автомобили с экологичным и неброским дизайном. Поговорим о развитии спортивно-внедорожных автомобилей и обсудим современный автомобильный дизайн.
Послевоенная эпоха автомобилестроения (1940-1960 гг.)
Начало этой эры было ознаменовано переходом промышленного производства от военной техники к созданию автомобилей для гражданского использования. Автомобили стали символом мечты, представляя счастливую и беззаботную жизнь. Дизайнеры стремились отразить в своих творениях оптимизм и процветание того времени.
Автомобили становились всё более смелыми, стильными и футуристичными. Они имели смелые размашистые линии, были хромированы и украшены характерными хвостовыми плавниками.
Один из самых известных примеров автомобиля того времени — Tucker Torpedo 1948 года. Этот автомобиль имел довольно радикальный дизайн и был наполнен передовыми технологиями.
Создателем этого автомобиля был Престон Такер, который родился в Детройте — городе, известном своими автомобильными гигантами. Как и многие дети его времени, Престон был увлечен автомобилями. Уже в 11 лет он умел управлять автомобилем, а к 16 годам занимался реставрацией и перепродажей.
Tucker Torpedo имел крайне инновационный дизайн, ориентированный на комфорт и безопасность. Он был оснащён оппозитным шестицилиндровым двигателем, расположенным сзади, независимой беспружинной подвеской и дисковыми тормозами.
Одной из необычных особенностей Tucker Torpedo была поворотная средняя фара, которую прозвали «глазом циклопа». Она поворачивалась при повороте руля более чем на 10 градусов. Хотя подобные системы уже присутствовали в Европе, Tucker Torpedo был первым американским автомобилем, в котором такая функция была реализована. Даже сейчас не во всех автомобилях есть функция подсвечивания зоны поворота.
Еще одним интересным экземпляром был Chevrolet Bel Air 1957 года. Послевоенная Америка была свидетелем того, как автомобили этой марки завоевали репутацию самых практичных и доступных. Бренд с самого начала позиционировался как «непрестижный», предназначенный для широкого круга покупателей.
Эти машины не отличались выразительным дизайном и были технически посредственными. Они имели простые четырёх и двухдверные кузова, оснащались рядными 6-цилиндровыми двигателями и предлагали минимум комфорта и дополнительных опций. Покупая Chevrolet, каждый американец понимал, что это просто средство передвижения, не более.
В начале 1950-х руководство General Motors пришло к выводу, что такой имидж не способствует продажам. Было решено улучшить репутацию марки. Для этого требовалось представить публике относительно недорогой автомобиль с отличными техническими характеристиками и привлекательным дизайном. Так появилась модель Bel Air.
Bel Air 1957 года считается одним из самых красивых автомобилей в истории американского автопрома и стоит в одном ряду с Cadillac’59. Рекламы тех лет утверждала: «Sweet, Smooth and Sassy!», что можно перевести как «Сладкий, красивый и дерзкий!».
Chevrolet 1957 модельного года является самым желанным классическим автомобилем этой марки и одним из главных предметов коллекционирования. Дизайн этой машины действительно завораживает и не оставляет равнодушным даже сегодня. Хищный облик облицовки радиатора, необычная окантовка передних фар, две хромированные «ракеты» на капоте, покатая линия молдинга из анодированного алюминия, заостренные кили с хромированной окантовкой — всё это создало фантасмагорический дизайн космического корабля пришельцев из другой галактики.
Компактные автомобили и экологичный дизайн (1970-е - 1980-е годы)
В 1970-х и 1980-х годах потребители стали больше внимания уделять экономии топлива и экологичности. Из-за роста цен на топливо и обострения экологических проблем они требовали более экономичных автомобилей.
Это привело к разработке более компактных и аэродинамичных моделей. Одним из самых известных примеров такого стиля является Volkswagen Golf 1977 года. Он отличался своей коробчатой формой, компактными размерами и эффективным двигателем. Golf имел большой успех, став одним из самых продаваемых автомобилей в Европе и установив стандарт дизайна компактных автомобилей на долгие годы.
Однако Volkswagen не всегда сопутствовал успех. В 1960-х годах компания столкнулась с кризисом. Единственная массовая и популярная модель концерна — Volkswagen Beetle — стремительно устаревала. Новые модели конкурентов, таких как Renault, Fiat и Peugeot, предлагали принципиально новую концепцию массового европейского автомобиля — компактный переднемоторный хетчбэк с поперечным расположением мотора.
В 1968 году Курт Лоц занял пост руководителя Volkswagen AG. Он первым понял, что для вывода марки из кризиса необходима абсолютно новая машина, отличающаяся от довоенного «Жука» – так в простонародье называли модель Beetle. В 1977 году был выпущен привычный нам Golf, который завоевал сердца публики и помог компании преодолеть кризис.
Другим ярким примером этой эпохи является Honda Civic 1981 года. Он был разработан с упором на топливную экономию, надежность и доступность. Легкий аэродинамический дизайн и небольшой экономичный двигатель сделали Civic одним из самых экономичных автомобилей своего времени.
Восход внедорожного автомобиля (1990-е - начало 2000-х)
В 1990-х и начале 2000-х годов спортивные внедорожники стали очень популярными. Они были созданы для того, чтобы объединить в себе прочность и проходимость грузовика с комфортом и удобством легкового автомобиля. В результате появился новый тип дизайна автомобилей с коробчатой формой, высоким дорожным просветом и агрессивным внешним видом.
К наиболее известным примерам таких автомобилей относятся Jeep Grand Cherokee 1994 года, который отличался прочной конструкцией кузова на раме, и Hummer H2 2002 года, известный своим смелым и мускулистым дизайном, а также высоким клиренсом.
Эти автомобили до сих пор остаются самыми востребованными и универсальными. Они подходят для поездок в офис, на дачу по грунтовой дороге, а также для пикников с друзьями в лесных дебрях, доехать до которых предстоит по непроходимым тропам. В общем крайне универсальные автомобили. Вопросы только к расходу топлива.
А что сейчас?
В последние десятилетия в автомобильном дизайне появились новые тенденции. Одной из самых заметных является переход к электрическим и гибридным автомобилям. Эти машины становятся всё более популярными, так как люди обращают больше внимания на экономию топлива и экологичность. Однако возникают вопросы о том, как заряжать такие автомобили, насколько они проходимы и как утилизировать их после окончания срока службы.
Еще одна тенденция в автомобильном дизайне — это акцент на персонализацию. Потребители хотят, чтобы их автомобили отражали их индивидуальный стиль и предпочтения. Производители реагируют на это, предлагая больше возможностей для индивидуализации автомобилей. Это может быть что угодно — от разнообразия цветов до полноценного изменения технических аспектов автомобиля.
Наконец, тенденция к созданию автономных транспортных средств также формирует будущее автомобильного дизайна. Автономные автомобили становятся все более популярными и имеют передовые технологии. Хотя их внешний вид может не сильно отличаться от стандартных моделей, они управляются специализированными программами и искусственным интеллектом. Один из самых популярных примеров — Tesla.
Если говорить о дизайне нынешних автомобилей и прогрессе, то стоит обратить внимание на Tesla Cybertruck. Несмотря на свой крайне необычный и инопланетный дизайн, у этой модели нашлось немало поклонников.
С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!