В наше время при выборе автомобиля мы обращаем внимание не только на его мощность, функциональность и удобство. Важную роль играет и внешний вид. Конечно, это не самый главный критерий при выборе авто, но красоте всегда уделяется внимание.
Даже если не углубляться в возможности тюнинга и стайлинга, а рассматривать стандартные «заводские настройки», можно увидеть огромное разнообразие. Форма кузова, виды габаритных огней, различные расцветки — всё это делает каждый автомобиль уникальным. Например, BMW известен своей грубой зубастой решеткой радиатора и злыми фарами. А Porsche всегда можно узнать по его характерной линии крыши, добрым круглым фарам и самым примечательным — возвышающимся над капотом передним крыльям. Но так было не всегда.
Ещё совсем недавно автомобили представляли собой карету с лошадьми или неаккуратную повозку с паровым двигателем. Тогда никто не задумывался о том, что кузов автомобиля должен быть эстетичным и примечательным. Главная его функция — спрятать внутренности автомобиля и защитить их от поломок.
Как же вышло, что автомобили стали искусством? Почему их внешний вид начал меняться и как происходила адаптация автомобилей под моду разных эпох? Давайте разберёмся в истории автомобильного дизайна и изучим всё, начиная с повозок и заканчивая роскошными автомобилями наших дней.
С чего все начиналось
Автомобильный дизайн прошёл долгий путь, пережив множество эпох. Каждая эпоха привносила свои технологические решения, инновации, культурные особенности и модные тенденции. Не каждый автомобиль мог удовлетворить изысканные и требовательные вкусы клиентов. Производители всегда стремились угодить потребителю, следуя за новейшими технологиями и модными тенденциями в дизайне.
Всё началось в 1885 году, когда немецкий конструктор Карл Бенц представил миру первый в истории автомобиль, который заменил конные повозки. Этот автомобиль, названный Benz Patent-Motorwagen, имел некоторые сходства с современными автомобилями, но всё же отличался от них. Он был похож на конную повозку и имел всего три колеса.
29 января 1886 года Карл Бенц подал патент под номером 37435, который стал «свидетельством о рождении» автомобиля с бензиновым двигателем. Этот патент ознаменовал начало эры автомобилей с приводом от бензинового двигателя (ДВС) и технологии, которую мы до сих пор называем автомобилем. Вес автомобиля составлял всего 100 килограммов.
Поскольку массовое производство автомобилей в то время ещё не было так развито, количество выпущенных автомобилей было ограничено — всего 25 единиц.
Первые автомобили
Первый автомобиль, созданный в 1885 году, и все последующие модели до 1910-х годов внешне были похожи на конные повозки. Они имели схожую форму и декоративные элементы, такие как витиеватые решётки и фонари.
В то время большинство автомобилей строились по стандартной схеме: двигатель располагался либо спереди, либо под полом. В этот период автомобили встают уже на все 4 колеса и вместе с тем крупнейшим автомобильным производителем становится Франция.
В 1891 году француз Эмиль Левассор испытывает очередной прототип, который был назван «крабом», сейчас известен как Panhard et Levassor. В этой моторизированной повозке было 4 колеса, 2х сильный двигатель на 1.1 литра и задний привод. Мотор был расположен спереди. В автомобиле было 3х ступенчатая и очень жесткая коробка передач, вся конструкция держалась на деревянной раме, которую обули в резиновые покрышки. Так после удачного тестирования «краба» его запускают в производство. В тот же год начинается «массовое» производство автомобилей – фирма получила заказ на 30 машин.
После этого автомобили постоянно модернизировались: то коробка передач получала 4 ступени, то объём двигателя увеличивался до 1,3 литра. В 1894 году компания изготовила уже 90 автомобилей и 350 двигателей, причём 80 из них были проданы компании Peugeot.
В это же время в штате Нью-Джерси появился Mercer Racebout — один из первых американских спортивных автомобилей. Он разгонялся до 70 миль в час, тогда как остальные автомобили редко превышали скорость в 50 миль в час. Машина была произведена в 1909 году компанией Mercer Automobile, созданной семьёй Роблин, известной строительством Бруклинского подвесного моста.
Этот автомобиль уже отличался своим особым дизайном. Форма стала заметно обтекаемой, кузов был низко посажен, капот — особенно длинным. Компания Mercer доминировала в развитии раннего автомобильного дизайна и положила начало дальнейшим инновациям в стиле и форме автомобилей.
1920-1940 года
В США период 1920-1940 годов ознаменован «Золотым веком автомобилей». В это время автомобиль уже стал означать статус, богатство и роскошь. Дизайнеры особо скрупулезно относились к оболочке автомобиля, к его внешнему виду. Автомобили стали передавать разные настроения, грубые формы сменялись плавными, появились хромированные акценты и смелый дизайн интерьера. Особо примечательными моделями того времени можно назвать Duesenberg Model J 1929 года и Packard Twelve 1930-х годов. Последний, кстати, в свое время был любимцем Сталина. «Сталин получал удовольствие от поездок по подмосковным дорогам на «Паккарде» без тента», – говорил Гиль - подполковник Красной армии.
Duesenberg Model J считался эксклюзивной моделью и к тому же безумно дорогой. Братья Август и Фред Дюзенберги были инженерами мирового уровня. Но даже такая известность не уберегла их от финансового кризиса. Однако победы на гоночных треках в Индии принесли им славу и привлекли спонсора. Магнат Эррета Лобана Корда возродил фирму и покрыл все расходы на создание этого превосходного автомобиля Duesenberg Model J. И Корд остался доволен результатами своих вложений. Объем двигателя – 6,9 литров, мощность 265 лошадиных сил при 4200 оборотах, а максимальная скорость 190 км/ч. Такими техническими характеристиками можно объяснить дороговизну этого авто.
Итог:
На этом мы заканчиваем рассказ об истории автомобильного дизайна и становлении привычных нам автомобилей. Однако это только начало пути. В послевоенные годы (1940–1960) автомобильная промышленность переживала период перемен. В это время создавались не только гражданские автомобили, но и военная техника. Затем появились более спокойные и менее вызывающие модели (1970–1980). А к началу XXI века мир увидел внедорожники, которые сразу завоевали сердца многих людей. Мы рассказали лишь о половине истории, если не о трети. В следующей части мы с удовольствием раскроем вам другие интересные факты из истории автомобильного дизайна.
С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!