Водители и автомобильные компании всегда стремились к конкуренции и соревнованиям. Им было важно узнать, чей автомобиль проходимее, быстрее и комфортнее. Это побуждало их сравнивать свои машины и устраивать состязания.
На фоне этой конкуренции и желания выяснить, кто лучше, появились различные виды спорта. Например, гонки известны каждому, а вот Off-road спорт менее популярен. Когда все трассы были изучены, а дороги — пройдены, любители экстрима отправились в самые труднодоступные места.
Этот вид спорта довольно молодой, он начал зарождаться в начале 20 века, но даже за такое короткое время он успел распространиться по многим странам.
Off-road может похвастаться не только географическим разнообразием, но и различными направлениями. Это гонки по пустыне, на коротких дистанциях, восхождения на крутые холмы, гонки по заснеженным территориям и заезды по топям и грязевым лужам.
Формат проведения гонок зависит от страны, вида Off-road заезда и масштаба соревнования, но есть и общие черты. В гонках участвуют различные классы сильно модифицированных транспортных средств, таких как легковые автомобили, внедорожники, грузовики, мотоциклы, квадроциклы и багги. Трасса не будет представлять собой идеально гладкую асфальтовую дорогу. Вместо этого участникам предложат грязь, снег, песок и слякоть с многочисленными поворотами, ямами и высокими резкими подъемами.
Основные виды соревнований:
Джип-спринт
Не каждый решится на участие в таком заезде. Препятствием могут стать возможности вашего автомобиля и уровень водительского мастерства. А также нежелание расстаться с любимым транспортным средством — ведь в таком соревновании можно его потерять.
Если вы всё же решите принять участие в джип-спринте, вас ждет активная работа рулем и «бешеные» для бездорожья скорости. Вас ждут ухабистые лесные тропы с долгими поворотами, пыльные песчаные проселки, где машину будет «вести», словно вы попали в водяное планирование или тягучую размокшую глину. А также водные преграды, которые нужно преодолевать на скорости и с большими брызгами. Стеклоочистители не всегда помогут, и на какое-то время вы останетесь без обзора лобового стекла.
Однако дорога — не единственный ваш соперник. В такой гонке предстоит играть на время, но при этом не забывать про осторожность. Любое неверное движение может стоить вам глушителя, съезда с трассы или полного выхода автомобиля из строя.
Почему же люди идут в этот спорт, несмотря на его затратность, экстремальность и сложность? Ответ прост. Во время прохождения столь сложного маршрута вырабатывается огромное количество адреналина. Всё это сопровождается буйными эмоциями, сменами состояний — от спокойствия до резкого напряжения или паники. Нервная дрожь смешивается с приятным изнеможением, и вы оказываетесь на финише. Уставший, с трясущимися руками, но счастливый, с мыслями, заполненными приятными воспоминаниями. И снова вы выходите на старт, видите сложнейшую трассу, извилистую, коварную, но которую обязательно покорите.
Ориентирование
Ориентирование — это классика внедорожных соревнований. В этой дисциплине важны не только навыки пилота, но и точность штурмана. От координации штурмана зависят все ключевые моменты гонки: попадете ли вы в нужный поворот, не заблудитесь ли в лесу или не доедете ли с трассы. Ведь на таких соревнованиях можно в прямом смысле заблудиться в трех соснах.
Ориентирование — это, прежде всего, способность читать карту местности и работать с простым штурманским оборудованием.
Есть два типа прохождения подготовленной трассы: с GPS-навигатором и без него. Вам выдаются карты координат всех «точек» маршрута, которые нужно пройти на дистанции. Однако способ прохождения зависит от вас: вы можете следовать точкам по номерам, в случайном порядке или разработать свою стратегию. Маршрут тоже выбираете вы: по тропам и дорогам или напрямик через деревья, водные и другие препятствия.
Для обоих классов есть правила: необходимо посетить каждую точку маршрута и доехать до финиша. Однако есть ограничение: запрещена валка леса бамперами своих автомобилей. Это может показаться странным, но такое поведение довольно распространено среди владельцев мощных внедорожников.
Триал
Это, пожалуй, самое зрелищное и сложное соревнование. Подготовка автомобиля к такому испытанию требует много времени и усилий. Спортсменам предстоит преодолеть сотни природных и рукотворных препятствий: скальные изломы, бетонные преграды, почти отвесные подъемы, узкие мостики из двух брёвен, гладкие и скользкие валуны, крутые повороты, перепады высот, длинные водные препятствия и вязкие глиняные участки.
Трасса может показаться невероятной даже со стороны. Но это ещё не всё. По трассе расставлены колышки с натянутой лентой, которую нельзя задеть — она указывает максимальное отклонение от маршрута. Не заметил ленту — штрафное время, пропустил обязательный элемент — тоже штрафное время или дисквалификация.
Маршрут сложен даже для прохождения пешком, не говоря уже об управлении транспортным средством. А ведь возможности штурмана ограничены, что только усложняет ситуацию. В общем, полный набор экстрима и максимальной изощренности. И всё это ещё и на время, ведь это соревнование.
Трофи рейд
Трофи-рейд — это соревнования по преодолению бездорожья на полноприводных автомобилях, мотоциклах или квадроциклах. Они проводятся в лесах и пересечённой местности.
Главная особенность этих соревнований — непролазная грязь. Участникам приходится преодолевать колеи, заполненные водой, свежую после дождя пашню, где грунт предательски мягкий и может сковать внедорожник. Также на пути встречаются броды, которые больше похожи на речки с обрывистыми берегами и илистым дном, полным коряг. Однако для зрителей наблюдать за прохождением таких маршрутов будет невероятно интересно и увлекательно.
Соревнования обычно проводятся «на секундомер», но в некоторых заездах нужно просто уложиться в зачетное время, успешно пройти все спецучастки и выполнить задания всех этапов. Спецучасток — это отрезок маршрута с контрольным временем прохождения или без него. Бездорожье на спецучастке может быть настолько сложным, что прохождение нескольких километров может занять целый день.
Маршруты проложены так, чтобы участники не могли развивать большую скорость, поэтому основное внимание уделяется надежности техники. Минимальная подготовка включает установку защиты, специальных колесных дисков и усиление дорожного просвета. В некоторых случаях гонка проходит на заболоченной местности, поэтому в двигатель устанавливают воздушный коллектор с забором воздуха на уровне крыши автомобиля.
Участниками трофи-рейдов становятся экипажи, состоящие как минимум из двух человек — пилота и штурмана.
Итоги
Автомобильных спорт off-road — это уникальная возможность для любителей адреналина и скорости испытать собственные пределы, столкнуться с непредсказуемыми испытаниями природы. Хотя off-road и новичок в мире автоспорта, он уже завоевал сердца многих благодаря своим захватывающим форматам, разнообразию трасс и уникальности автомобилей, участвующих в гонках. Каждый заезд — это не просто гонка, а настоящее испытание для водителя и его машины, требующее мастерства, хладнокровия и стратегического мышления.
Off-road — это не просто борьба за победу, а путешествие в мир экстрима, где каждый новый метр – очередной вызов.
С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!