Цены на подержанные автомобили в России резко пошли вниз: за первое полугодие 2024 года зафиксировано их снижение на 4,5%. Покупку лучше не откладывать, поскольку цены на вторичке вырастут после повышения утильсбора на новые автомобили, предупреждают эксперты.
Опубликован проект постановления правительства, согласно которому ставка утилизационного сбора на легковые автомобили может повыситься уже 1 октября 2024 года на 70-85%
Проект постановления правительства об увеличении утилизационного сбора на автомобили опубликован на портале проектов нормативных актов. В случае его принятия, документ вступит в силу уже с 1 октября 2024 года.
Согласно проекту постановления, ставка утильсбора для ввозимых нелокализованных в России автомобилей с двигателями от 1 до 2 литров вырастет с нынешних 300 600 руб. до примерно 556 000 руб. В 2025 году ставка составит около 667 000 руб.
Для моделей с объемом двигателя от 2 до 3 литров в 2024 году ставка составит 1 563 000 руб., в 2025-м — 1 875 600 руб. Для машин с двигателями от 3 до 3,5 литров утильсбор вырастет в этом году до 1 794 600 руб., в следующем — 2 153 400 руб.
Для машин с двигателем объемом свыше 3,5 литров ставка утильсбора возрастет в 2024 году до 2 284 750 руб., а в 2025 году — до 2 742 300 руб.
Скоро подорожают
По мнению эксперта по авторынку Александра Усольцева, благоприятные условия для покупателей автомобилей на вторичном рынке не будут долгими.
«Утилизационный сбор на новые автомобили существенно поднимется, от этого их доступность во всех сегментах уменьшится. И получится, что
за счет этого значительно подорожают и подержанные авто»,
— говорит Усольцев «Газете.Ru».
По его словам, именно ожидаемое увеличение с 1 октября «утиля» особенно сильно ударит по сегменту относительно свежих автомобилей стоимостью от 2 до 3 млн рублей.
«Машины каждый год дорожают и более высокими темпами, чем динамика роста инфляции. Можно с уверенностью говорить, что у нас нет лучшего момента для покупки автомобиля, чем ровно сегодня», — констатировал Усольцев.
Продавцы начали понимать, что их ожидания не совпадают с реалиями рынка, и чтобы продать машину, нужно снизить аппетиты, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«Вторичный рынок активно рос, когда падал первичный. Сейчас же с начала года с новыми машинами ситуация более-менее благополучная. До сих пор действуют серьезные скидки, у многих марок есть нераспроданные автомобили 2023 года, поэтому на вторичном рынке наблюдается некоторый застой», — объясняет Моржаретто «Газете.Ru».
По его словам, ценовая стагнация наиболее ярко выражена в сегменте от 2 млн рублей и выше. При этом самыми востребованными и дефицитными являются свежие машины в возрасте от 3 до 7 лет.
Выбор есть
Основатель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев рассказывает, что ликвидные подержанные машины не дешевеют, а снижение средней цены объясняется изменением структуры рынка.
«Поменялся ассортимент: свежих иномарок стало меньше, большую долю заняли старые. Все меньше и меньше тех водителей, кто хочет продать свежую иномарку.
Если раньше люди легко меняли машины через три года, то сейчас они этого не делают и через пять лет»,
— объяснил Мосеев в разговоре с «Газетой.Ru».
По его словам, несколько лет назад подержанные автомобили дорожали через 6-9 месяцев после роста новых, сейчас этот лаг снизился до трех месяцев.
«Цены новых машин и так для многих неподъемные. С 1 июля усилились требования Центробанка по автокредитованию, все ждут повышения учетной ставки, также ожидается повышение утильсбора. На фоне этого часть покупателей уйдет на вторичный рынок», — прогнозирует он.
К резкому подорожанию новых машин, которое отразится и на стоимости подержанных, существуют серьезные предпосылки, соглашается Моржаретто.
«Я опасаюсь того, что поднимут учетную ставку. И кредит, который является двигателем авторынка, станет недоступным для многих людей. Также если очень резко поднимут утильсбор, рынок новых машин встанет, и начнет расти рынок подержанных», — заключил он.
Как увеличение утильсбора скажется на ценах
Предварительные параметры пошагового увеличения утильсбора на автомобили, автобусы и спецтехнику до 2030 года уже известны. В соответствии с планами правительства ежегодно утилизационный сбор будет увеличиваться на 10–20%, а в первый год после принятия предложения он вырастет сразу на 70–85%. Ожидаемый срок нового пересмотра ставки — 1 октября 2024 года. Тогда же цены на автомобили могут значительно увеличиться.
В РОАД заострили внимание на том, что за последние два года автомобили в России удвоились в цене. Учитывая инфляцию и новую индексацию утильсбора, к 2030 году они увеличатся еще в два раза, полагают в организации. Автопроизводителям приходится закладывать дополнительные издержки в стоимость машин. А в конечном счете утилизационный сбор оплачивают покупатели.
На проблему индексации утилизационного сбора указал в июльском отчете глава Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев. По словам эксперта, скоро в России произойдет сокращение импорта автомобилей.
«Среди факторов, которые будут оказывать существенное влияние на развитие рынка новых автомобилей, следует выделить планируемое существенное поэтапное повышение утилизационного сбора и предстоящую налоговую реформу», — пояснил он.
Глава АЕБ указал на необходимость диалога с представителями индустрии и заявил о вероятности сокращения предложения на рынке и роста цен.
«Влияние этих существенных факторов начнет ощущаться уже в ближайшее время, но полноценно мы сможем оценить его не ранее конца этого — начала следующего года», — уточнил Калицев.
Спрогнозировал рост цен из-за увеличения утильсбора и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
«Цены действительно сильно увеличатся, потому что утилизационный сбор у нас предполагается повышать системно до 2030 года, а может, и дальше. И цифры, которые обозначены, вселяют уверенность, что импортные автомобили очень сильно подорожают. И абсолютно точно дилерские центры к этому времени будут отмирать», — пояснил в беседе с Autonews.ru эксперт.