Найти тему

"Взбалмошная погода" Катастрофа советского Ил-14 в Антарктике

Антарктида - загадочное белое пятно в углу карты мира. Согласно моим познаниям из географии она является местом обитания пингвинов и финвалов, это жуткий полюс холода и бородатые полярники. Уже намного позже я узнал, что пингвины водятся и в Африке, на материке есть свои горы, реки и пустыни, омывается он пятым океаном, вполне обитаем зимой и, кроме полярников, здесь можно встретить туристов.

Сегодня попасть на континент несложно. За несколько десятков тысяч долларов вас ждет километровая толща многовекового лазурного льда, одноместная палатка с естественным отоплением от тела и запасом привезенной с собой провизии. Туалет, извините, придется забрать с собой обратно (экология). В зимние месяцы между Антарктидой и Африкой, а также между Антарктидой и Южной Америкой выполняют полеты российские Ил-76, норвежские и шведские C-130 Hercules, норвежский P-3 Orion. Иногда залетают другие типы больших самолётов, но это больше в рекламных целях.

Boeing 787 в Антарктиде, 2023 год
Boeing 787 в Антарктиде, 2023 год

Самая близкая точка к Южной Африке (Кейптаун) - норвежская станция «Тролль» и наша «Новолазаревская». В качестве ВПП используется уплотненный слой снега. При полётах из Южной Америки (Пунта-Аренас) используется грунтовая полоса на станции «Теньенте» или полностью ледяная на «Вилсон». Для региональных полетов задействованы BТ-67 «Lidia», BТ-67 «Polar-6» (по сути, DC-3), Twin-Otter и вертолеты.

BТ-67
BТ-67

Во времена когда я учил географию, СССР занимал главенствующую роль в изучении шельфа континента. Одними из крупнейших наших станций были: «Новолазаревская», «Мирный», «Восток» и «Молодежная». Наша Южная полярная авиация в 70-е перешла с Ли-2 (тот-же DC-3) и Ил-12 на «чемпиона Севера» - Ил-14М. Радиус полета на М-ке, из-за установки дополнительных баков в удлиненной сигаре, позволял делать беспосадочные перелеты до 4 000 км.

16 февраля 1986 года экипаж 229 Летного отряда выполнял перегон Ил-14М №41816 на лыжном шасси по маршруту ст. «Молодежная» – ст. «Мирный» для дальнейшего обеспечения работы экспедиции в глубине континента, на ст. «Восток». Там до сих пор над выросшим за 40 лет настом возвышается бюст В. И. Ленина. Расчетное время полета составляло 7 часов 45 минут (2 020 км). На борту находилось 5 членов экипажа и служебный пассажир. Прогнозируемая и фактическая погода на аэродроме вылета, аэродроме посадки и по маршруту полета соответствовала минимуму экипажа.

Станции Антарктиды
Станции Антарктиды

«И о погоде» (с)

В Антарктиде формируется погода практически всей планеты. Если в глубине континента все более-менее стабильно, а холод полюса образует спираль антициклона, то раскручиваясь, она сталкивается с циклонными массами теплого воздуха над океаническим побережьем. И выражение «Погода там непредсказуема» - слишком мягкое. Она неистово взбалмошная! Сила и направление ветра меняются за секунды, с колебанием температуры в десяток градусов от плюса к минусу и наоборот.

Контроль за выполнением полета осуществлялся по радиодокладам экипажа. Слабая оснащенность радиотехническими средствами управления воздушным движением и навигации научных станций Антарктиды в те годы, а также низкое качество радиосвязи на большой протяженности маршрута, не позволяли осуществлять активное самолетовождение.

Вылетевший из «Молодежной» экипаж достиг рубежа возврата (залив Прюдс). Рубеж возврата - это точка маршрута, с которой, по запасу топлива, еще возможен возврат на аэродром вылета, поскольку он же является запасным. Исходя из фактической и прогнозируемой погоды на маршруте и на аэродроме посадки КВС принял роковое решение о дальнейшем продолжении полета.

Ил-14
Ил-14

Во второй половине маршрута возникает тряска в условиях сильного обледенения крыла. Экипаж вынужден снизиться до 1500 метров. Снизившись, самолет попадает в зону струйного течения - встречного ветра ураганной силы (до 40 м/с). Превозмогая встречный поток на повышенном режиме работы двигателей экипаж осознаёт, что в данных условиях топлива до станции Мирный им не хватит. Остается только одно - как можно ближе подлететь к пункту назначения, совершить вынужденную посадку и ждать спасения. Такие случаи на Ли-2 уже были.

На удалении более 200 км от станции самолет буквально влетает в молоко. Белая пелена тумана едва позволяет различать вращение винтов. Более чем через 10 часов полета КВС докладывает об остатке топлива на 30 минут, передаёт координаты и свое решение о выполнении вынужденной посадки. Через 5 минут самолет снижается и связь с бортом прерывается.

Полет проходил над прибрежным ледником Филиппи. Его поверхность покрыта глубокими трещинами (ледолом), занесенными поземкой. При нулевой видимости из-за тумана и обледенения у экипажа не было возможности определить высоту над поверхностью и состояние площадки для приземления. В итоге самолет столкнулся с торосами ледника и полностью разрушился. Вследствие погодных условий поиск с воздуха был организован только через два дня. Место катастрофы обнаружили в 240 км западнее станции «Мирный». Экипаж и служебный пассажир погибли.

В.И. Ленин, станция «Восток»
В.И. Ленин, станция «Восток»

Из заключения комиссии: «Причиной катастрофы самолета явилось воздействие опасных метеорологических явлений, спрогнозировать которые не представилось возможным из-за недостаточной изученности и слабой метеорологической освещенности данного района Антарктиды. Авиационное происшествие не зависело от подготовки экипажа, специалистов УВД и инженерно-авиационной службы».

Спустя 40 лет с появлением космической связи, цифровых инерциалок и мощных РЛС, полеты в Антарктиду стали ненамного безопаснее. Экипажи должны иметь особый уровень подготовки и натренированности. Посадка на трехкилометровую толщу льда, когда створ ВПП обозначен чёрными пакетами с колотым льдом, а торец вертушкой из зеркалец - мастерство! «Гвозди бы делать из этих людей» (с)

Катастрофа пассажирского туристического лайнера в Антарктиде

Безопасных вам полетов

Автор: "МАЛ"