Найти в Дзене

Знаменитые гражданские самолеты мира.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Немногим более чем за 100 лет коммерческие самолеты превратились из хрупких машин из дерева и ткани 1910-х годов, способных перевозить небольшое число пассажиров или почтовых посылок, в одно из самых эффективных средств транспортировки на большие расстояния, когда-либо созданных.

Коммерческие самолеты используются для перевозки пассажиров и грузов с целью получения дохода для своих операторов. Когда Райт поднял в воздух первого пассажира 14 мая 1908 года, было посеяно семя для всех последующих операций авиакомпании. Первый груз, две упаковки шелка, был доставлен рейсом между Дейтоном и Колумбусом, штат Огайо, 7 ноября 1910 года, хотя основным фактором, не связанным с пассажирскими перевозками, была почта – 18 февраля 1911 года Анри Пеке перевез 6500 писем через реку Джамна из Аллахабада в Найни Джанкшен, Индия, выполнив первый официальный авиапочтовый рейс.

Доставка почты воздушным транспортом резко сократила сроки доставки, и авиапочта приобрела особое значение для авиационной отрасли США и для немецкой государственной авиакомпании Lufthansa. Германия оказала значительное влияние в Южной Америке после Первой мировой войны, многое сделав для организации первых коммерческих полетов в регионе. Lufthansa также приложила значительные усилия для облегчения маршрутов авиапочты из Европы в Латинскую Америку, стимулируя разработку высокопроизводительных гидросамолетов и методов навигации.

Самые первые коммерческие эксплуатанты были ограничены возможностями своих самолетов, но вскоре производители начали строить специально разработанные авиалайнеры с закрытыми пассажирскими салонами, пространством для багажа и все более сложными системами навигации и связи. Некоторые авиастроители быстро поняли, что надежность и безопасность являются наиболее важными факторами при создании успешного авиалайнера, и компания Junkers первой воплотила эти идеи в единый планер - F13. Первый цельнометаллический авиалайнер F13 установил стандарт, которому должны следовать другие, и сделал Junkers одной из ведущих компаний в области проектирования коммерческих самолетов незадолго до начала Второй мировой войны, когда у Boeing появилась модель 247. Boeing продал относительно немного моделей 247, но они стали следующим крупным достижением в дизайне авиалайнеров, внедрив многие функции, которые сегодня считаются стандартными. Построенный из металла, с удобной, отапливаемой и вентилируемой кабиной, самолет имел убирающееся шасси и два двигателя, каждый из которых достаточно мощный, чтобы поддерживать высоту в случае отказа другого.

Картинка из свободных источников Авиакомпания Trans World Airlines сыграла важную роль в процессе разработки Douglas DC-3.  DC-3 был самым важным коммерческим самолетом непосредственно перед Второй мировой войной и помог компании Douglas стать ведущим производителем авиалайнеров в начале 1950-х годов.
Картинка из свободных источников Авиакомпания Trans World Airlines сыграла важную роль в процессе разработки Douglas DC-3. DC-3 был самым важным коммерческим самолетом непосредственно перед Второй мировой войной и помог компании Douglas стать ведущим производителем авиалайнеров в начале 1950-х годов.

Увлечение Boeing в военное время созданием бомбардировщиков позволило Douglas стать бесспорным лидером коммерческой авиации сразу после Второй мировой войны, но следующий шаг в развитии выпал на долю британской de Havilland. Великобритания и Германия в последние годы войны участвовали в боевых действиях на реактивных истребителях, а теперь де Хэвилленд применил реактивные технологии в коммерческой авиации, создав Comet.

Первый в мире реактивный авиалайнер Comet, несколько консервативный дизайн которого, тем не менее, позволил ему превзойти все самолеты с поршневыми двигателями, но серия аварий застопорила реализацию программы. В это время компания Boeing разработала по-настоящему современный реактивный авиалайнер Model 707, поистине образец коммерческого реактивного транспорта. Американский авиастроитель быстро завоевал лидерство на рынке, которое смог оспорить только Airbus, да и то лишь в последние годы.

Пассажиры быстро привыкли летать на большие расстояния на реактивных самолетах со стреловидным крылом, но на более коротких маршрутах по-прежнему преобладал поршневой двигатель. В то время как Lockheed и британская Vickers успешно создавали турбовинтовые двигатели для этих отраслей, авиакомпании начали требовать самолеты, сопоставимые с теми, что используются в дальнемагистральных перевозках. Вскоре Douglas и Boeing последовали примеру Caravelle французской компании Sud-Est и начали производить собственные ближнемагистральные реактивные самолеты. Компания Douglas вышла вперед со своим DC-9, но Boeing нанесла ответный удар самолетом 737, который по-прежнему остается самым продаваемым реактивным лайнером в мире.

Учитывая огромное количество перемещений самолетов в переполненных аэропортах, угрожающих перегрузкой авиатранспортной системы, компания Boeing осознала, что необходимы самолеты гораздо большей вместимости. В то время как Европа тратила деньги на технически превосходный, но коммерчески несовершенный Concorde, Boeing создал первый широкофюзеляжный самолет и начал следующую крупную эволюцию в технологии авиалайнеров – 747 ‘Джамбо джет’ остается в производстве более четырех десятилетий спустя.

Крупнейшие авиастроители Западной Европы объединили усилия для создания Airbus Industrie, и ее первый продукт, широкофюзеляжный ближнемагистральный самолет A300, застал Boeing врасплох. С тех пор эти два самолета стали основными конкурентами коммерческих самолетов.

Airbus продолжает бросать вызов 737-му семейству A320, в то время как производители обмениваются ударами на рынках средне- и дальнемагистральных самолетов с 767, 777 и 787, а также A330 и A350 XWB. 747-8 Boeing, новейший и наиболее совершенный ‘Джамбо", не дотягивает по пассажировместимости до двухэтажного ‘Супер Джамбо" A380, но ни тот, ни другой не пользуются большим спросом.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.