Это продолжение цикла о региональных авиаперелетах в России. Начало – здесь.
Из сибирских аэропортов на первом месте по загруженности новосибирское Толмачево (шестой в России по пассажиропотоку). Вот его маршрутная сеть по стране. Обращают на себя внимание ежедневные рейсы в города Дальнего Востока.
За Новосибирском следует Иркутск:
А за ним вслед идет Красноярск (раньше аэропорт назывался Емельяново, теперь – просто Красноярск):
Вообще, в Красноярске аэропортов два, и они расположены так близко друг к другу , что один (Черемшанка) мог бы быть терминалом другого:
Но проект объединения рассматривается годами – и дело не движется. А на карте выше показаны рейсы из обоих.
Внимательный читатель заметил, что из Иркутской области можно также вылететь через Братск (в Москву и Новосибирск), а из Красноярского края – через Норильск (туда же).
По Красноярскому краю успешно летает а/к Красавиа. Вот маршрутной сети с ее сайта – самолеты:
и вертолеты:
А вот я свел все рейсы воедино:
Просматриваются три кластера – из Красноярска (самолеты), Туры и Хатанги (вертолеты). Из Красноярска в Туру (столицу бывшего Эвенкийского АО) и Хатангу летают, разумеется самолеты, причем в последнюю – Як-42. Все рейсы выполняет а/к КрасАвиа, но между Красноярском и Норильском летает норильский NordStar (бывшая а/к Таймыр). По какой-то причине этих рейсов нет на Яндекс Расписаниях.
Онлайн-табло а/к КрасАвиа честно показывает все выполняемые рейсы, в том числе в Диксон или на остров Большевик (есть и такие, например, как Чиринда – РАЙОН ОЗЕРА ДЮПКУН). Увы, эти радости жизни далеко не для всех из нас. Так-то сгонять на Северную Землю – неплохая идея.
У Омска связность с городами нефтегазовых округов почти как у Тюмени, а в остальном все стандартно:
Все предсказуемо и в случае Томска (кроме ежедневного рейса до Новосибирска – 50 минут и 3000 рублей):
Кроме того, из Томска ЮТЭйр летает в нефтяную столицу области город Стрежевой, который логистически является пригородом Нижневартовска (подписчиков в Телеграме развеселила эта формулировка, повеселю вас и здесь), а с настоящей столицей связан либо по Оби, либо по воздуху.
Карты полетов из Кемерово и Новокузнецка практически идентичны с тем исключением, что из первого можно улететь в Минводы:
Аэропорт Горно-Алтайска, где Греф недавно отчитывал таксистов, в последние годы совершил мощный рывок:
Карта полетов оттуда почти такая же, как из Барнаула:
Из Кызыла, куда, как и в Горно-Алтайск, нет железной дороги, мы улетим в Москву (ИрАэро), Новосибирск, Иркутск (S7), Красноярск и Улан-Удэ (КрасАвиа). Куда больше рейсов из Абакана – в Москву, Новосибирск (ежедневно), Петербург, Красноярск, Сочи и Омск:
Из Бурятии, помимо Улан-Удэ, можно вылететь через золотодобывающий поселок Таксимо (в Иркутск и Красноярск) и Нижнеангарск – пригород Северобайкальска (туда же плюс в Тынду):
Выбор маршрутов из Читы невелик: Москва, Новосибирск, Иркутск (ежедневно), Петербург, Красноярск, Владивосток. Из села Чара можно улететь помимо краевого центра в Иркутск и Красноярск. Неподалеку от него находится крупнейшее в России Удоканское месторождение меди, отсюда такой ажиотаж.
Рейсы по Иркутской области, Бурятии и Забайкальскому краю отобразил отдельно:
Из Иркутска растет «куст» направлений до отдаленных городов и весей области. В городе базируются целых три авиакомпании: ИрАэро, Ангара и СиЛА (Сибирская легкая авиация), кроме того, Иркутск – важный хаб для S7. При этом Ангара активно летает по Дальнему Востоку, ИрАэро – по России, а СиЛА присутствует в Магаданской области, откуда она, собственно, родом.
Примечательно, что из Иркутска в Усть-Кут – город с гигантским речным портом, обслуживающим северный завоз, – летают три авиакомпании: Ютэйр, ИрАэро и Ангара, и исключительно на турбовинтовых самолетах: ATR-72 или Ан-24.
В Забайкальском крае действует местная авиакомпания Аэросервис, приобретенная несколько лет назад Сибирской легкой авиацией. Что интересно, расписание на ее сайте не соответствует ни Яндекс Расписаниям, ни расписанию на сайте аэропорта Читы. На всякий случай внес всё. В прошлом году ютубер PoletMe слетал на L-410 из Улан-Удэ на Ольхон как раз Аэросервисом:
География полетов из Благовещенска в европейскую часть России сурова: только Москва и Сочи:
Еще два аэропорта Амурской области – Тында и Зея. Из первой можно слетать в Иркутск (два раза в месяц) и Хабаровск (два раза в неделю, но через Благовещенск), из второй – только в Благовещенск (Яндекс Расписания считают, что дальше а/к Ангара повезет нас в Хабаровск, но она об этом ничего не знает. И вообще, билеты в сторону Хабаровска надо смотреть на сайте Авроры, хоть и летает Ан-24 Ангары).