Три года назад совершил первый подход к снаряду под названием «региональные авиаперелеты в России». С тех пор многое изменилось: и сами маршруты, и география перелетов. В тот раз осилил только центр европейской части, и поразился тому, как Питер доминирует в этом квадрате над Москвой . Но сегодня, как вы понимаете, все это уже неактуально:
А вот этим летом возникло желание серьезнее погрузиться в мир внутренних авиаперелетов.
За последние два года в авиационной отрасли произошло несколько важных событий. Летать за границу через Москву из многих городов России стало невыгодно, потому что с заграницей нас теперь связывают турецкие, катарские и эмиратские друзья, а к ним – в отсутствие прямых рейсов – удобнее добираться через аэропорты на юге. Параллельно с этим выросла доля внутренних рейсов в обход Москвы: в 2022 году она впервые превысила 50%. На карте от Т–Ж из этой статьи хорошо видно, кто увеличил пассажиропоток, а кто потерял. Впрочем, московский авиаузел при всех потерях остается самым загруженным, и вряд ли что-то изменит это положение вещей в ближайшие годы.
Да, добавлю обычную оговорку: составлять карты направлений – задача неблагодарная. Рейсы назначаются и отменяются быстрее, чем успеешь изучить все регионы. Так что все, что будет дальше, – это ситуация на июнь-июль 2024 года. Тем не менее, определённые тенденции проследить можно.
Начнем с городов, в которых расположены самые загруженные аэропорты России. Это Москва, Петербург, Сочи, Новосибирск и Екатеринбург (кликнув по названию города, вы попадете на карту на Openflights). Цифры по пассажиропотоку можно посмотреть, например, в этой статье, а мы займемся чисто географией перевозок.
Итак, Москва:
Тут все просто: она связана регулярными рейсами почти со всеми региональными центрами, в которых есть аэропорты (голубым здесь и ниже обозначены рейсы не реже одного раза в сутки, красным – то же самое, но в сезон, оранжевым – все прочие). Каковы же исключения?
- Ближайшие соседи, в которые летать и не нужно: Иваново, Калуга, Кострома, Ярославль. Все эти города замечательны тем, что из них можно улететь в Петербург (и не только), но не в Москву.
- Ближайшие соседи, в которых аэропорты были или есть, но не функционируют: Владимир, Великий Новгород, Орел, Рязань, Смоленск, Тверь, Тула. Только в Новгороде и Туле аэропорты ликвидированы физически, в остальных городах при желании можно восстановить регулярные авиаперевозки. Вот фоторепортаж из Смоленска, куда в прошлом году перегнали Як-40 из Вологды, а вот карта планируемых маршрутов полумифической авиакомпании Smolensk Airlines.
- Биробиджан и Майкоп, где аналогичная ситуация (но это не ближайшие соседи).
- Города, аэропорты которых временно закрыты в связи с боевыми действиями: Краснодар (а также Анапа и Геленджик), Белгород, Брянск, Воронеж, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь. С Элистой непонятно: то объявляют, что скоро возобновит работу, то тишина. Аэропорт совместного базирования Бельбек в Севастополе планировалось использовать для гражданских рейсов, но от этой затеи отказались.
- Йошкар-Ола, где аэропорт находится на реконструкции.
- Черкесск, где аэропорта нет в принципе.
В большинстве регионов с Москвой связана только столица. Но есть примечательные исключения:
2 направления:
- Мурманская область: Мурманск и Кировск/Апатиты
- Архангельская область: Архангельск и Котлас
- Вологодская область: Череповец и Вологда
- Кемеровская область: Кемерово и Новокузнецк
- Ставропольский край: Минеральные воды и Ставрополь
- Красноярский край: Красноярск и Норильск
- Иркутская область: Иркутск и Братск
- Оренбургская область: Оренбург и Орск
- Челябинская область: Челябинск и Магнитогорск
- Тюменская область: Тюмень и Тобольск
3 направления:
- Республика Татарстан: Казань, Набережные Челны/Нижнекамск и Бугульма
- Республика Саха: Якутск, Нерюнгри и Мирный
4 направления:
- Республика Коми: Сыктывкар, Воркута, Усинск и Ухта
- Ханты-Мансийский АО: Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск и Когалым
- Ямало-Ненецкий АО: Новый Уренгой, Салехард, Надым, Ноябрьск
Из аэропортов, следующим за столичным авиаузлом по пассажиропотоку, летают уже далеко не во все региональные центры и далеко не каждый день.
Широка (но не как у Москвы с ее четырьмя аэропортами) география полетов из Санкт-Петербурга:
Уральские авиалинии летают из Питера на Дальний Восток с одной-двумя пересадками (причем в Хабаровск и Южно-Сахалинск других вариантов нет).
Богата география перелетов из Сочи (летом число ежедневных рейсов резко возрастает):
Новосибирск примечателен регулярностью рейсов в города Дальнего Востока (через Тобольск в Москву и Омск летает ЮВТ Аэро).
А из Екатеринбурга есть рейс до Нарьян-Мара с промежуточной посадкой в Сыктывкаре. Вообще, это широко практикует «Азимут», что мы увидим ниже, но в данном случае – «РусЛайн»:
В следующей статье рассмотрим географию полетов из городов центра и севера европейской части России.