Найти в Дзене
Сравни

Усилитель руля: типы‚ стоимость обслуживания и ремонта

Оглавление

Во всех современных моделях автомобилей есть усилитель руля. Некоторые типы систем нужно регулярно обслуживать‚ иначе механизмы выйдут из строя. Рассказываем‚ как обслуживать усилитель руля и сколько будет стоить ремонт.

Зачем нужен усилитель

Водитель задаёт направление движения автомобиля с помощью руля. Он через рулевой вал связан с рейкой. Это специальный механизм, который преобразует вращение руля в отклонение управляемых колёс. То есть рейка передаёт усилие, которое прилагает водитель, от руля на колёса.

На рулевые механизмы постоянно попадают грязь, влага, соли и реагенты. Это приводит к разрушению защитных элементов и к ускоренному износу деталей. Также ресурс механизмов сокращается, если их не обслуживают. Неисправности в рулевом управлении приводят к тому, что автомобиль менее чётко реагирует на действия водителя. Поэтому есть риск попасть в аварию.

-2

Рейка находится в нижней части кузова на передней оси. Через рулевые тяги и наконечники механизм связан с поворотными кулаками, на которых закреплены управляемые колёса.

Когда поворачивают колёса, шины трутся о дорожное полотно, поэтому для этого нужно прикладывать усилие. Особенно сложно вращать руль на небольшой скорости или при резких манёврах.

Чтобы облегчить работу водителя, рейки оснащают усилителем. Это специальная система, которая увеличивает усилие водителя. Тогда становится легко маневрировать в любых условиях.

В современных моделях встречаются усилители трёх типов:

  • гидравлический (ГУР);
  • электрогидравлический (ЭГУР);
  • электрический (ЭУР).

Автомобиль с каким усилителем лучше выбрать

Тип усилителя руля обычно не является определяющим фактором при выборе автомобиля. При этом концерны постепенно отказываются от гидравлических систем в пользу электрических.

У моделей с электрическими усилителями есть ряд преимуществ:

  • механизм не нагружает двигатель;
  • систему не нужно обслуживать;
  • управлять машиной с электрическим усилителем очень комфортно;
  • для удобства усилие может меняться в зависимости от скорости движения.

К недостаткам электрических систем можно отнести высокую стоимость ремонта и замены электромотора. Но если следить за состоянием пыльников рулевой рейки и вовремя менять пришедшие в негодность элементы, то проблемы с электроникой обычно появляются только на больших пробегах — после 200 тысяч км.

Гидравлический усилитель руля

Система работает за счёт гидравлики — давления жидкости. Его создаёт насос, который приводится в действие усилием коленчатого вала. С валом насос обычно связан ремнём.

-3

Когда водитель поворачивает руль, насос нагнетает жидкость из резервуара в магистраль. Возникает давление, которое помогает перемещать элементы рейки и поворачивать колёса.

Резервуар с жидкостью устанавливают под капотом. В качестве материала используют специальное гидравлическое масло.

Обслуживание

ГУР нужно обслуживать каждые 40–50 тысяч км пробега. Для этого в системе меняют масло и фильтр, который установлен в бачке. Если фильтра нет, то нужно установить новый бачок, потому что в нём накапливаются продукты износа.

Характеристики и объём жидкости могут различаться в зависимости от модели автомобиля. Узнать, какой именно состав нужен, можно в инструкции по эксплуатации машины или в сервисе.

Также при замене могут проводить промывку системы. Для этого заливают промывочное или дешёвое масло и дают системе поработать 10–15 минут: вращают руль на месте при работающем двигателе. Если не обслуживать систему, то насос быстро выйдет из строя.

Стоимость замены жидкости ГУР зависит от модели автомобиля. В системах используют разное масло разного объёма.

Например, для замены жидкости ГУР KIA Rio 3 (1,6, бензин, АКПП) понадобится 800 мл жидкости. Состав должен иметь допуск PSF-4 — так указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. Жидкости продают в упаковке объёмом один литр. Так как заправочный объём небольшой, лучше выбрать оригинальный состав. Фильтра в бачке нет, поэтому нужно будет установить новый резервуар. Можно выбрать качественный аналог.

Стоимость обслуживания ГУР KIA Rio III

Материал Цена Жидкость ГУР Hyundai/KIA Ultra PSF-4 2574 ₽ Бачок ГУР (производитель — AMD) 1785 ₽ Работы по замене жидкости и бачка 1690 ₽ Всего 6049 ₽

Ещё периодически нужно менять приводной ремень.

У многих моделей нет отдельного ремня для гидроусилителя, потому что для привода насоса используют ремень генератора. Если на материале элемента есть следы износа или трещины, то его нужно заменить вместе с роликами. При обрыве изношенного ремня работа насоса и всей системы будет невозможна.

Для замены приводного ремня нужно купить запчасти: ремень, приводной и обводной ролики. Неоригинальные элементы продают комплектами. Например, набор элементов от компании Gates будет стоить около 8500 ₽. Работы по замене в сервисе обойдутся как минимум в 2050 ₽.

В некоторых моделях устанавливают специальный механизм — сервотроник.

Его блок управления получает данные от датчиков, и с помощью клапанов он изменяет давление в системе. Поэтому при медленном движении руль вращать проще, чем при быстром. Это нужно, чтобы на скорости автомобиль было проще контролировать.

Признаки неисправностей

  • Если изношен приводной ремень или ролики, то при вращении руля может появиться свист.
  • Если изношены элементы насоса, то при вращении руля появится гул. Особенно явно он слышен, когда колёса находятся в крайнем положении.
  • Если насос вышел из строя, то вращать руль станет очень тяжело. Разницу почувствует даже начинающий водитель.

Ремонт

Замена жидкости, бачка и приводного ремня не относится к ремонту гидроусилителя, потому что эти элементы — расходники.

При ремонте ГУР чаще всего меняют или ремонтируют насос. Для этого нужно слить жидкость, отключить и демонтировать механизм. Возможность и целесообразность ремонта должны определить специалисты.

Стоимость насоса зависит от модели автомобиля. Например, оригинальный механизм для Renault Logan 2 стоит 31 420 ₽. Аналоги предлагают по цене от 6400 ₽. За подержанный механизм просят около 8400 ₽. Стоимость работ по замене — около 5000 ₽.

Также могут появляться утечки жидкости из-за дефектов магистрали. Тогда меняют патрубки.

Протечки могут возникнуть в рейке, но тогда нужно будет ремонтировать её, а не систему гидроусилителя.

При ремонте обычно заправляют новую жидкость и устанавливают новый бачок.

Электрогидравлический усилитель

Принцип работы ЭГУР — такой же, как и у ГУР, но здесь устанавливают электрический насос. То есть он питается не от усилия коленчатого вала, а от бортовой сети автомобиля. Также устанавливают датчики и блок управления. Благодаря этому усилитель не создаёт дополнительной нагрузки на двигатель. Поэтому машины с ЭГУР более экономичные.

-4

Обслуживание. Для обслуживания электрогидравлической системы нужно регулярно менять масло — каждые 40–50 тысяч км. Жидкость можно заменить двумя способами. В обоих случаях нужно отключить обратную магистраль и направить её в сливную ёмкость.

Если в сервисе есть специализированное компьютерное оборудование, то через него запускают тестовую работу насоса. Параллельно в бачок заливают новую жидкость. Тогда электрический насос будет прогонять состав по магистрали, и новая жидкость вытеснит старую.

Если такого оборудования нет, то из бачка откачивают старый состав, а затем заправляют свежий. При этом второй мастер должен вращать руль, чтобы насос работал. Так новая жидкость также вытеснит старую.

Например, для замены жидкости ЭГУР Mazda 3 первого поколения (BK) нужно 800 мл состава. Производитель рекомендует заправлять жидкость с маркировкой ATF M-III или Dextron II. Такие составы продают в упаковке объёмом один литр. Нужно выбрать продукт известного бренда. Чтобы промыть систему, понадобится ещё один литр жидкости. Бачок для жидкости можно купить неоригинальный.

Стоимость обслуживания ЭГУР Mazda 3

Материал Цена Жидкость ATF Dextron II Mannol 517 х 2 = 1034 ₽ Бачок ЭГУР (производитель — Sat) 1489 ₽ Работы по замене жидкости и бачка 1365 ₽ Всего 3888 ₽

Признаки неисправностей

  • Если неисправен насос, то для вращения руля нужно будет прилагать гораздо больше усилий. Также на приборной панели появится индикатор неисправности.
  • Если неисправны датчики или блок управления, то система не будет работать штатно, а на панели появятся ошибки.

Ремонт

Механические неисправности могут появиться у насоса. Со временем его детали изнашиваются — особенно если систему не обслуживают. Тогда его нужно будет отремонтировать или заменить.

Новый оригинальный насос в сборе для Mazda 3 (BK) обойдётся в 190 тысяч ₽. Аналог можно купить за 45 382 ₽. Подержанный механизм предлагают за 12 319 ₽. Работы по замене стоят не менее 3000 ₽.

Чаще возникают неполадки с электроникой. Например, могут отказывать датчики или блок управления. Также может оборвать проводку. Датчики и блок управления меняют, а проводку можно восстановить.

Если появляются утечки жидкости, то меняют элементы магистрали или бачок.

Электрический усилитель

Электрический усилитель руля (ЭУР) — это самая современная система. В ней нет жидкости, а усилие увеличивается за счёт электромотора. Его устанавливают на рулевом валу или на рейке. Мотор работает от бортовой сети.

-5

Электрический усилитель — самый эффективный. С ним руль автомобиля можно легко вращать, когда машина стоит на месте. При этом такая система самая дорогая в ремонте.

Есть электрические усилители с изменяемым усилием. То есть на небольшой скорости руль вращается очень легко — чтобы было проще маневрировать. А на высокой скорости руль становится тяжелее — чтобы легче было контролировать машину. Также более тяжёлым руль становится в спортивном режиме, если он предусмотрен. В отличие от гидравлических систем, электрическому усилителю не нужен дополнительный механизм. Режимы работы электромотора меняет его блок управления.

Обслуживание

Электрический усилитель не требует специального обслуживания, потому что в системе нет расходников. При регламентном обслуживании машины важно проверять состояние пыльников и герметичность элементов и проводки. Если внутрь попадёт влага, то это приведёт к окислению контактов и замыканию.

Признаки неисправностей

  • На приборной панели появился индикатор или сообщение об ошибке. Так может быть, если неисправны датчики, блок управления или сам электромотор.
  • Руль стало намного труднее вращать. Обычно так бывает при неисправностях электродвигателя.

Ремонт

При ремонте часто меняют датчики и электромотор. Двигатель иногда удаётся восстановить — например, перепаять электрическую плату.

Например

Новый электромотор электрической рулевой рейки для KIA Rio IV стоит 74 232 ₽. Подержанный механизм обойдётся в 25 725 ₽. Ремонт электрической рейки будет стоить от 20 400 ₽.

Рекомендации

Гидравлические и электрогидравлические усилители нужно обслуживать. Если владелец не знает, какая система установлена, то информацию можно узнать в инструкции по эксплуатации или в сервисе.

При каждом плановом техническом обслуживании нужно проверять состояние пыльников рулевой рейки. При обращении в сервис можно попросить мастеров провести такой осмотр. В некоторых техцентрах это делают бесплатно при ТО. Также проверка рулевых механизмов входит в стоимость диагностики ходовой части.

Если при езде машина стала управляться необычно, то нужно записаться в сервис для диагностики. Это может быть разовая ошибка или признак неисправности. Если рулевые механизмы работают неправильно, то можно попасть в серьёзную аварию.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной

Авто
5,66 млн интересуются