Найти в Дзене
VSE_PRO_AVTO

Моторы BMW – почему в СССР их тоже избегали

Оглавление

Наш советский BMW


Саксонский BMW (EMW) 340 – продукт советско-немецкого акционерного общества.
Саксонский BMW (EMW) 340 – продукт советско-немецкого акционерного общества.

В 1920-е годы СССР и Германия активно сотрудничали в области промышленности. Московский завод в Филях, куда из Риги было эвакуировано оборудование с Руссо-Балтийского вагонного завода еще во время первой мировой войны, в 1923 году отдали в концессию фирме Junkers. После чего в Москве и начали выпуск этих самолетов.

Примерно в те же годы в советской прессе выставляли рекламу мотоциклов BMW. Тогда же СССР купил и лицензию на производство 12-цилиндровых авиационных двигателей BMW VI.

В 1930-е сотрудничество с баварской компанией по понятным причинам свернули. Тем не менее, советский мотоцикл М-72, появившийся в 1941 году, стал фактически копией BMW R71.

-2

После Великой Отечественной войны в Союз завезли немало трофейных мотоциклов и автомобилей BMW разных моделей и модификаций. А вскоре из Айзенаха, где и выпускали до войны автомобили баварской марки, в СССР пошли BMW 321, а затем и модернизированные BMW 340.

BMW 321
BMW 321

Машины с рядными 6-цлилндровыми двигателями делал завод, прежде принадлежащий мюнхенской компании, а после – отечественной, включенной в состав советского-германского акционерного общества Автовело (работала она под патронажем Советской военной администрации в Германии – СВАГ). Таким образом, завод в Тюрингии частично стал советским.

Значительную часть BMW 321 довоенной конструкции, а потом и BMW 340, дебютировавших в 1949 году уже в Германской Демократической Республике (ГДР) и переименованных в EMW, отправляли в СССР в счет репараций. В основном, они поступали в государственные учреждения. Но со временем многие машины переходили в руки обычных граждан. И самым аккуратным из них немецкие автомобили служили потом десятилетиями.

Но наиболее интересные эпизоды истории сотрудничества BMW с нашим автопромом, причем в те годы известные только узким специалистам, были еще впереди.

ДЕМОНСТРИРУЕТ МОСКВА

Двигатель BMW M10 похож на советский мотор Москвич-412 лишь концептуально.
Двигатель BMW M10 похож на советский мотор Москвич-412 лишь концептуально.

Самая известная сегодня и, в тоже время, самая мифологическая история соприкосновения BMW с советским автопромом – двигатель Москвча-412. Конечно, советский мотор «с лица» очень похож на немецкий. Но все куда сложнее.

Двигатель BMW семейства М10 (первый вариант 1962 года – М115) тщательно исследовали на МЗМА. По общей компоновке советский 1,5-литровый (87х70 мм) верхневальный мотор с полусферическими камерами сгорания (очень прогрессивный в 1960-х годах) тоже близок к немецкому. Баварский двигатель объемом 1,5 л (82х71 мм) в базовой комплектации развивал те же 75 л.с

И советский, и немецкий агрегаты для снижения высоты подкапотного пространства наклонили. Оба мотора – с цепным приводом ГРМ. Но, по сути, на этом сходство заканчивается.

У двигателя BMW совершенно иная камера сгорания и чугунный блок цилиндров, а также абсолютно иное расположение навесных агрегатов. Кстати, существовал опытный вариант 412-го мотора с чугунным блоком. Но серийный двигатель «Москвич-412» – алюминиевый, со съемными чугунными гильзами.

Такое решение приняли, поскольку производить моторы для МЗМА предстояло уфимскому заводу авиационных двигателей, на котором была отлажена технология алюминиевого литья.

Для СССР очень важно было и то, что меняя чугунные гильзы, ремонтировать двигатель Москвича было несложно.

Так что мотор Москвич-412 – вовсе не копия BMW. К слову, семейство баварских моторов, рожденных в начале 1960-х, делали до 1988 года. А отечественный двигатель – еще на несколько лет дольше.

BMW с гербом СССР

Если промышленное сотрудничество советского и баварского автопрома так и не сложилось, то в другой области оно все же состоялось. Поначалу советские граждане очень удивлялись, увидев на улицах элегантные баварские седаны с характерной синей полосой и гербом Советского Союза на передних дверях – машинами BMW начали комплектовать милицейские гаражи.

 Милицейский BMW 2500 семейство E3 в Москве.
Милицейский BMW 2500 семейство E3 в Москве.

Сначала в милиции служили немецкие автомобили семейства Е3, а потом и нового – Е12. В основном, баварские автомобили видели в правительственных кортежах. Но со временем немецких седанов становилось все больше.

В 1978-м милицейский BMW семейства Е12 даже сыграл второстепенную роль в детективном сериале «Следствие ведут знатоки». В фильме «Букет на приеме» баварская машина, символизировавшая мощь и оснащенность советской милиции, успешно догнала Волгу (такси).

Тогда никто не знал, что через десятилетие BMW на советских улицах станут привычной повседневностью.

BMW
295,4 тыс интересуются