Девять из 10 новых автомобилей, проданных в январе в Норвегии, были чисто электрическими
Согласно расчетам Reuters и аналитиков, к концу этого года или в начале 2025 года количество электромобилей на батарейках (BEV) на дорогах Норвегии обгонит количество бензиновых автомобилей, что является первым показателем для любой страны.
Этот сдвиг был обусловлен щедрыми стимулами, отчасти благодаря огромным нефтяным богатствам Норвегии.
Тем не менее, аналитики считают, что BEVs потребуется еще несколько лет, чтобы превзойти количество дизельных автомобилей в Норвегии.
Северная страна с населением 5,5 млн человек стремится стать первой страной, которая прекратит продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей – к 2025 году. Девять из 10 новых автомобилей, проданных в начале этого года, были BEV.
Если больше стран последуют примеру Норвегии, мировой спрос на нефть может достичь пика раньше, чем предполагалось. Международное энергетическое агентство считает, что этот пик наступит до 2030 года, когда на легковые автомобили и микроавтобусы придется более 25% спроса на нефть.
Однако переходный период обошелся Норвегии недешево: страна освободила BEV от налогов, взимаемых с автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, и инвестировала в государственные зарядные устройства BEV.
По состоянию на 15 марта на долю BEV приходилось 24,3% от 2,9 млн автомобилей в Норвегии по сравнению с 26,9% на автомобили, работающие на бензине, согласно данным Норвежского управления автомобильных дорог общего пользования, с которыми ознакомилось Reuters.
Это означает, что бензиновые автомобили лидируют почти на 76 000 единиц, что значительно ниже 104 590 новых BEV, проданных в Норвегии в прошлом году.
“Если эта [тенденция] сохранится в течение следующих 12 месяцев и учитывая, что продажи автомобилей на чистом бензине сейчас незначительны, в следующем году на дорогах будет больше BEV, чем автомобилей на чистом бензине, и, вероятно, до конца этого года”, - сказал Робби Эндрю, старший научный сотрудник аналитического центра по изменению климата Cicero.
Учитывая, что на дорогах Норвегии дизельных автомобилей почти на 370 000 больше, чем BEVs, вероятно, потребуется три-четыре года, чтобы BEVs также обогнали дизельные автомобили, добавил Эндрю.
Ингвильд Килен Рерхольт, руководитель отдела транспортных исследований аналитического центра Zero, базирующегося в Осло, также отметила, что в этом году в Норвегии количество BEV опережает бензиновые автомобили, несмотря на недавнее замедление продаж.
Продажи новых BEV в Норвегии в прошлом году упали примерно на четверть, поскольку продажи новых автомобилей в целом снизились на фоне роста процентных ставок и сокращения правительством некоторых налоговых льгот.
Тем не менее, по данным Норвежской дорожной федерации (OFV), доля BEV в общем объеме продаж достигла рекордных 92,1% в январе.
В марте эта доля составила 89,3%, в то время как продажи новых автомобилей упали на 49,7% в годовом исчислении, показывают последние данные OFV.
В прошлом году левоцентристское правительство отменило освобождение от налога на добавленную стоимость для автомобилей BEV стоимостью более 500 000 норвежских крон (46 700 долларов), что сделало такие модели, как Tesla X и Audi e-tron, более дорогими.
Тем не менее, оставшиеся налоговые льготы для BEV обойдутся государству в 43 миллиарда крон в 2023 году, по сравнению с 39,4 миллиардами крон в 2022 году, показывают бюджетные документы.
Несмотря на недавнее падение продаж, Рерхольт сказала, что она “совершенно уверена”, что продажи новых BEV в Норвегии в этом году превысят 76 000.
Она также предсказала, что к 2029 году количество BEV в Норвегии может превысить количество бензиновых и дизельных автомобилей вместе взятых.
“Чтобы это произошло, нам нужно достичь цели, чтобы к 2025 году 100% новых автомобилей имели нулевой уровень выбросов”, - добавила она.
Всплеск популярности BEVs привел к снижению спроса на бензин и дизельное топливо.
С 2021 года продажи дизельного топлива и автомобильного бензина упали примерно на 8% на норвежских заправочных станциях, согласно ежемесячным данным Статистического управления Норвегии и расчетам Reuters. Это без учета продаж дизельного топлива на заправочных станциях для грузовиков.
“Это по-прежнему огромный рынок ископаемого топлива. Мы пока не наблюдаем существенного падения”, - сказала Рейтер Кристин Бремер Неббен, глава ассоциации розничных продавцов топлива Drivkraft Norge.
Спрос на ископаемое топливо частично поддерживается продажами гибридных автомобилей, в которых аккумулятор сочетается с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине или дизельном топливе.
По состоянию на 15 марта на дорогах Норвегии было около 340 000 гибридных автомобилей, в основном подключаемых гибридов с бензиновыми двигателями, что составляет 12% от общего парка, свидетельствуют данные Управления общественных дорог Норвегии.
Однако в последние годы гибриды теряют долю рынка, поскольку правительство отменило льготы.
Норвежская ассоциация электромобилей ожидает, что на долю BEV в этом году придется 95% всех продаж новых автомобилей.