Найти в Дзене
PRO Историю

Принял единственно правильное решение: машинист повёл локомотив на таран, чтобы остановить грузовой поезд и спасти пассажиров

Оглавление

Нередко получается так, что одни подвиги помнят веками, сотворившим их возносят награды и почести, а другие проходят как бы незаметно, оставаясь такой себе «обыденностью». А ведь герои не только на поле боя, но и в простой человеческой жизни — спасатели, пожарные, а иногда даже машинисты! Примером последнего является случай, произошедший почти 19 лет назад. О нем пытались молчать, но этот подвиг остался в памяти более сотни людей.

Неуправляемый поезд

Случилось это ранним утром 12 сентября 2005 года на перегоне станций «Тавда» — «Азанка». По маршруту Свердловск — Устье-Аха шел пассажирский поезд № 670 под управлением локомотивной бригады в составе машиниста Александра Шалыгина и помощника машиниста Валерия Корелина. А с другой стороны на «Азанку» вели грузовой поезд № 4303 машинист Мореев С.В. и его помощник Маренков С.В. Ну, как вели… Но об этом чуть позже.

В 4:53 утра дежурная по станции Валентина Михалева ожидала прибытия грузового поезда. Он должен был заехать на станцию на один путь, а через 6 минут должен был прибыть пассажирский поезд. Был конец смены и блюдительница станционного порядка уже, как говорится, была одной ногой дома. Но ее планы нарушила локомотивная бригада грузового поезда, который не остановился, а пролетев на скорости через станцию, пропустил запрещающий сигнал выходного светофора Н2, взрезал стрелочный перевод и выехал на однопутный перегон. А там на подходе уже был состав № 670 под управлением Шалыгина.

Когда поезд промчался мимо дежурной, она бросилась в центр управления и попыталась связаться с бригадой, Мореев и Маренков не отреагировали. Тогда она передала данные бригаде пассажирского состава с указанием незамедлительного принятия мер. У Александра Шалыгина были считанные секунды на принятие решения.

-2

Героический склад ума

А как бы вы поступили в этой ситуации? Первое, что приходит на ум, — оповестить пассажиров, дать указания перемещаться в хвостовую часть поезда, чтобы минимизировать возможные травмы при столкновении. Или, возможно, остановить состав и сообщить людям, что нужно покинуть вагоны и отойти подальше от рельсов? Но вот в чем фокус — у машиниста нет связи с вагонами. И ее нет даже в большинстве современных составов, только с начальником поезда, а то вообще был 2005 год.

Второй вариант — снять напряжение с контактного провода, чтобы грузовой поезд остановился и просто не доехал до пассажирского. И он был бы возможен, если бы эти локомотивы были электровозами. Но этот участок железной дороги не электрифицирован, а поезда были тепловозами. Что же нужно было делать в этой ситуации, ведь счет шел буквально на секунды. В момент, когда Михалева сообщила, что на них несется неуправляемый грузовой поезд, расстояние между ними было всего около двух километров!

Но наш герой не растерялся: он остановил поезд, закрепил вагоны тормозными башмаками, отцепил локомотив и направил его лоб в лоб грузовому поезду. Пока он летел навстречу грузовому составу, вызывал его бригаду по радиосвязи, подавая звуковые и световые сигналы. Спасло всех участников просто чудо, Божий промысел если угодно — поезда остановились на расстоянии буквально в 150 метров.

«Прожектор, понимаете, в глаза светит. Я ничего не вижу. Я определить расстояние просто не могу. Думаю, сколько до него осталось? 500-400-300 метров до поезда? Ну, думаю, всё. Пора уже выпрыгивать. И только уже хотел покинуть локомотив, слышу, засвистели тормоза», — вспоминал Александр Шалыгин.
-3

Безнаказанная халатность

Оказалось, что машинист Мореев С.В. с помощником находились в состоянии опьянения и просто спали. Вот так, совершенно не задумываясь о десятках судеб, которые могли оборваться или быть искалечены. А должного наказания они так и не понесли — ни служебного расследования, ни привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности не было. С ними лишь расторгли трудовой договор, и даже не по статье 81 ТК РФ (по инициативе работодателя), а по 78 (по соглашению сторон), вот так.

А все потому, что историю, по старой советской привычке, пытались замолчать. Есть версия, что виновники уничтожили ленту из скоростемера. Но все попытки были тщетны, уже через месяц стали всплывать подробности этой истории, и маятник народных слухов при основательной поддержке СМИ начал раскачиваться. В итоге Александра Шалыгина наградили, и даже предлагали уйти работать «повыше», но он, как настоящий народный герой, отказался.

«Нет, другого я ничего делать не умею, как говорится. Эта мне нравится работа, мечтал быть машинистом. Тем более пассажирских поездов. Нет, пока комиссию прохожу, говорю, буду ездить», — сказал тогда машинист.
-4

А Мореев и Маренков, хоть и не были наказаны по закону, на всю жизнь останутся жить с тем, что только благодаря уму и молниеносной реакции другого человека им не пришлось стать виновниками, возможно, чего-то непоправимого.

Уважаемые читатели, наш канал стал жертвой очередной волны пессимизаций Дзена. Если вы подпишитесь и оставите комментарий, то есть шанс, что алгоритм это заметит и вернет нам рекомендации. Спасибо!