"Ту-144", окрещенный "русским Конкордом", был призван стать флагманом советской пассажирской авиации.
Разработанный в ответ на проект англо-французского "Конкорда", он должен был не только догнать, но и превзойти западный аналог, став символом мощи и технологического прогресса СССР.
Проект Хрущева и вызов Западу
В 1960-х годах, узнав о совместной разработке "Конкорда" Великобританией и Францией, Никита Хрущев поставил перед советскими авиаконструкторами задачу: создать свой сверхзвуковой пассажирский самолет, способный летать быстрее западного конкурента.
Ответственность за этот амбициозный проект была возложена на КБ Туполева.
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский
Советские инженеры не подвели: 31 декабря 1968 года, на два месяца опередив "Конкорд", "Ту-144" совершил свой первый испытательный полет.
Максимальная скорость лайнера достигала 2500 км/ч, он мог перевозить до 150 пассажиров на расстояние до 3500 км.
"Ту-144" стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским самолетом,
вписав свое имя в историю авиации.
Сходства и отличия с "Конкордом"
Внешне "Ту-144" действительно был похож на "Конкорд",
что привело к обвинениям в плагиате со стороны создателей англо-французского самолета.
Однако при более детальном рассмотрении становились очевидны и отличия.
"Ту-144" был крупнее "Конкорда", вмещал больше пассажиров,
но при этом требовал менее протяженной взлетной полосы.
Трагедия в Ле-Бурже
3 июня 1973 года во время показательного полета на авиасалоне в Ле-Бурже произошла катастрофа,
оставившая тёмный след в истории "Ту-144".
Согласно одной из версий, причиной трагедии стало резкое маневрирование советского самолета,
чтобы избежать столкновения с французским "Мираж-3",
проводившим несанкционированную съемку.
"Ту-144" рухнул на жилые кварталы,
унеся жизни 14 человек на борту и 8 человек на земле.
Конец пассажирских перевозок
Несмотря на трагедию, в 1977 году "Ту-144" был выведен на регулярные рейсы по маршруту "Москва - Алма-Ата".
Однако его эксплуатация оказалась нерентабельной.
23 мая 1978 года произошла вторая катастрофа "Ту-144" во время испытательного полета.
После этого случая пассажирские перевозки на "Ту-144" были прекращены.
"Русский Конкорд" остался в истории
"Ту-144" не повторил триумфального пути своего западного "брата".
Его преследовали технические проблемы,
авиакатастрофы и высокая стоимость эксплуатации.
Но он навсегда остался в истории как один из самых дерзких и амбициозных авиационных проектов СССР,
оставив свой след в развитии мировой авиации.