Найти тему
Кириллица

Ту-144: история советского «Конкорда»

Оглавление

"Ту-144", окрещенный "русским Конкордом", был призван стать флагманом советской пассажирской авиации.

Разработанный в ответ на проект англо-французского "Конкорда", он должен был не только догнать, но и превзойти западный аналог, став символом мощи и технологического прогресса СССР.

Проект Хрущева и вызов Западу

В 1960-х годах, узнав о совместной разработке "Конкорда" Великобританией и Францией, Никита Хрущев поставил перед советскими авиаконструкторами задачу: создать свой сверхзвуковой пассажирский самолет, способный летать быстрее западного конкурента.

Ответственность за этот амбициозный проект была возложена на КБ Туполева.

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский

Советские инженеры не подвели: 31 декабря 1968 года, на два месяца опередив "Конкорд", "Ту-144" совершил свой первый испытательный полет.

Максимальная скорость лайнера достигала 2500 км/ч, он мог перевозить до 150 пассажиров на расстояние до 3500 км.

"Ту-144" стал первым в мире сверхзвуковым пассажирским самолетом,
вписав свое имя в историю авиации.

Сходства и отличия с "Конкордом"

Внешне "Ту-144" действительно был похож на "Конкорд",
что привело к обвинениям в плагиате со стороны создателей англо-французского самолета.

Однако при более детальном рассмотрении становились очевидны и отличия.

"Ту-144" был крупнее "Конкорда", вмещал больше пассажиров,
но при этом требовал менее протяженной взлетной полосы.

Трагедия в Ле-Бурже

3 июня 1973 года во время показательного полета на авиасалоне в Ле-Бурже произошла катастрофа,
оставившая тёмный след в истории "Ту-144".

Согласно одной из версий, причиной трагедии стало резкое маневрирование советского самолета,
чтобы избежать столкновения с французским "Мираж-3",
проводившим несанкционированную съемку.

"Ту-144" рухнул на жилые кварталы,
унеся жизни 14 человек на борту и 8 человек на земле.

Конец пассажирских перевозок

Несмотря на трагедию, в 1977 году "Ту-144" был выведен на регулярные рейсы по маршруту "Москва - Алма-Ата".

Однако его эксплуатация оказалась нерентабельной.

23 мая 1978 года произошла вторая катастрофа "Ту-144" во время испытательного полета.

После этого случая пассажирские перевозки на "Ту-144" были прекращены.

"Русский Конкорд" остался в истории

"Ту-144" не повторил триумфального пути своего западного "брата".

Его преследовали технические проблемы,
авиакатастрофы и высокая стоимость эксплуатации.

Но он навсегда остался в истории как один из самых дерзких и амбициозных авиационных проектов СССР,
оставив свой след в развитии мировой авиации.