Любимый интерьерный стиль Фиолетового сна – Прованс, который невозможен без изделий из легкого и красивого стекла: разноцветные вазочки, бутылки, бокалы, стеклянные статуэтки, люстры.
Что Вам сразу приходит на ум, когда речь идет о видах стекла? Наверное, «мурановское» или «венецианское», а может «богемское»? А знаете, чем знамениты русские стеклодувы?
Сегодня решили коротко поговорить о видах стекла и способах изготовления, чтобы немного разобраться в понятиях.
Интересные находки и исторические вехи
Начиналось все с бус, амулетов и подвесок еще в 1500 году до нашей эры. Потом были сосуды в Месопотамии и Египте. Во времена Римской империи благодаря технике выдувного стекла широкое распространение получили стеклянные бокалы, которые, правда, были не всем доступны. Но материал пользовался спросом, так при плавлении становился мягким, это позволяло утончать формы и орнаменты. И дело пошло.
Самым древним экспонатом из стекла считается бусина зеленого цвета диаметром 9 мм, которая хранится в Берлинском музее. Ее возраст - более 5000 лет.
Однажды Фиолетовому сну пришлось изучить и объяснить простыми словами состав стекла и этапы его производства нашим с сестрой детям. Они затеяли получить стекло на загородном участке.
Так вот, стекло, как и много лет назад, делают, используя три основных элемента: песок (стеклообразующий элемент), соду и известь. В принципе, песка достаточно для изготовления стекла, но слишком высока температура плавления, около 2500 градусов. Поэтому для снижения температуры плавления до 1200-1600 градусов добавляют соду. Известняк делает стекло более прочным. Не добавив его, итоговая масса была бы очень восприимчива к воде. Итак, песчинки расплавляются, склеиваются и образуют «жидкое стекло».
К слову сказать, наши дети, несмотря на серьезную подготовку и сделанные по чертежам древнюю китайскую конструкцию, похожую на печь с мехами, конечно, так и не добились нужной температуры и видимого сплавления кварца.
История создания стекла можно условно разделить на два этапа: период формованного стекла и период выдувного стекла. Техника формования включает прессование вязкого стекла в форму. При технике выдувного стекла конец длинной специальной трубки раскаляется и «прилипает» к расплавленному стеклу, а затем мастер через трубку выдувает пузырь, обеспечивая возможность сделать любую полую форму.
После распада Римской империи центром торговли между Востоком и Западом стала Венеция. Стекло и технологии попадают сюда и в начале 1200-х годов основывается Гильдия венецианских стеклодувов. Почти через сто лет стеклодувов заставляют переехать на остров Мурано. Причины две: избежать пожаров от их печей и контроль над монополией.
Вообще-то, радикальных химических подходов изобретено не было. Но они экспериментировали с добавлением окиси металлов: молочное стекло получали при помощи примеси окиси олова, «искрящееся» с добавлением меди. Мастера помещали в стекло нити разных цветов или мелкие части с узорами (цвета, звезды).
Если стеклодув покидал остров, это приравнивалось к преступлению, караемому смертью. Но беженцы из Мурано все-таки были, и они принесли искусство стеклодувного дела к берегам Тироля, Вены, Фландрии, Франции и Англии.
Возможно, точку в развенчании тайны поставила вышедшая в свет в 1612 году первая печатная книга по технике изготовления стекла Антонио Нери под названием L’Arte Vetraria («Искусство стекла»), в которой было все от составов стекла до изготовления оборудования и выдувания.
Престиж венецианского стекла начал падать. К тому же для изготовления требовалось огромное количество древесины. Это привело к миграции рабочей силы в лесные районы, такие как Богемия.
На богемских фабриках популярность приобрела алмазная гравировка. Венецианское стекло не подходило, было слишком хрупким. Поэтому богемские стеклодувы заменили соду – поташем (карбонатом калия) из древесной золы. Получалось не пластичное, но толстое стекло. Как раз для резки. Алмазные грани сверкали и вскоре стали более востребованными, чем венецианское стекло. И это еще не был хрусталь.
Настоящий хрусталь появился в 1676 году в Лондоне мастером Джорджем Рейвенскрофтом, который добавил в стекло оксид свинца для прочности.
Техника «стекло и свинец» не претерпела за свою историю уже каких-либо заметных преобразований, настолько, что практикуется и сегодня так же, как и в средние века. Но инженерные разработки на этом не закончились.
Америка дала миру технику «стекла Тиффани», когда для создания стеклянных витражей используются тонкие металлические полосы (припой), скрепляющие кусочки стекла между собой.
А Франции, наверное, стоит приписать популяризацию бокалов на ножке. Они стали очень востребованы при дворе короля Людовика XIV (1679–1682) после знаменитых дел о яде. После серии убийств с применением яда король потребовал, чтобы слуги всегда несли стакан за ножку, чтобы ограничить им возможность незаметно вылить яд в жидкость.
Конечно, это шутка. Во Франции есть заводы с интересной историей и своими традициями – завод Мейзанталь (хрусталь Вогезских гор), стеклодувная мастерская Биота (пузырчатое стекло), знаменитая стекольная мануфактура Baccarat.
А Россия? 🇷🇺
Фиолетовый сон, побывав недавно во Владимире был поражен историей наших традиций, когда увидел в Музее хрусталя вот такую красоту.
Первые стекольные заводы на Руси появились во времена правления Петра I, а к началу 19 века – их уже больше сотни. У нас богатая стекольная традиция, о которой мы писали в нашем блоге.
Наш первый и удивительный стекольный промысел – стекло гутной работы. Изготавливается такое гутное стекло способом свободного литья без применения форм.
Фиолетовый сон работает с одним из российских стекольных заводов в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области – «ЭВИС». Основанный в 1845 году штабс-капитаном Александром Карповичем Ромейковым завод стремится сохранить традиции и секреты мастеров прошлого.
В магазинчике Фиолетового сна – свечи в подсвечниках из гутного стекла. И весь июнь действуют скидки.
Многие считают стекло дешевым материалом. Но сегодня стекольная промышленность переживает сложные времена. Это очень энергоемкая отрасль, где цены на итоговые изделия не всегда соответствуют реальным затратам.
Но мы рады, что дело живо, и, несмотря на конкуренцию со стороны новых синтетических материалов, стекло по-прежнему предлагает художникам, желающим выразить себя, широкие возможности для исследований и самовыражения.
Пабло Пикассо однажды сказал, что «искусство смывает с души пыль повседневности». Мы предлагаем окружить себя настоящим искусством и создать свою особую домашнюю атмосферу.
Продолжение следует…