Найти в Дзене

«Взлет - 1 час 04 минуты по Гринвичу…»

Не задумывались: почему буквально несколько авиарейсов летают в наши дни через Северный полюс? А вот 87 лет назад, в 1937 году, все мировые СМИ посвятили первые полосы экипажу советского самолета, который первым проложил этот маршрут через Северный полюс в США. Экипаж, состоявший из трех Героев Советского Союза, впервые сделал то, чего не смог больше никто в истории авиации. Валерий Чкалов в качестве командира экипажа самолета «АНТ-25» вместе с Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым совершили беспосадочный авиаперелет 18-20 июня по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер (США).

Перелет Валерия Чкалова на самолете «АНТ-25» из СССР в Америку // Борис Вдовенко / Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского
Перелет Валерия Чкалова на самолете «АНТ-25» из СССР в Америку // Борис Вдовенко / Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского

О подвиге экипажа напоминает представленный в экспозиции зала №7 подлинный летный комбинезон Чкалова, подаренный в 1955 г. нашему музею вдовой О.Э. Чкаловой.

А началось все с записи в бортовом журнале самолета:

«Взлет – 1 час 04 минуты по Гринвичу 18 июня 1937 года». Байдуков убрал шасси. Самолет взял курс 0º. Последняя запись: «20 июня 1937 года. 16.20 по Гринвичу посадка в Ванкувере. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 минут. Израсходовано горючего 7933 литра, или 5658 килограммов. Остаток – 77 килограммов».


Потом были овации, интервью, салют, встреча с самим Ф.Д. Рузвельтом в Овальном кабинете Белого дома.

Советская пресса на следующий день сразу объявила о «блестящей победе советской авиации», художник П. Васильев опубликовал на первой полосе рисунок «Герой Советского Союза излагает план беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – Соединенные Штаты Америки». Сам перелет в прессе будет представляться как успешное достижение, которое будет служить «основой дальнейшего плодотворного сотрудничества и взаимопонимания» между СССР и США». Американская пресса тоже не скупилась на комплименты.

Фрагмент главной страницы газеты "Правда" (№169) за 1937 г.
Фрагмент главной страницы газеты "Правда" (№169) за 1937 г.

Казалось бы, прошло столько лет, маршрут должен быть освоен досконально, но по факту только один-два рейса летает в наши дни через Северный полюс. Дело в том, что эта «авиамагистраль» до сих пор считается небезопасной даже при современных средствах навигации. Тем ценнее подвиг экипажа Чкалова. В 1937 году советские смельчаки показали, на что способна сила человеческого духа, и дали толчок для дальнейшего развития авиации на основе уникального полученного опыта.

Г. Байдуков, В. Чкалов и А. Беляков // ЦГАМО
Г. Байдуков, В. Чкалов и А. Беляков // ЦГАМО