Проходимость автомобиля определяется теми характеристиками, которые позволяют авто с легкостью преодолевать бездорожье и справляться с повышенной нагрузкой.
Автомобили делят на несколько категорий проходимости:
- машина ограниченной проходимости: 2-3 оси, но передняя ось не ведущая. Возможные колесные формулы: 4 х 2, 6 х 4;
- машина повышенной проходимости: 2-3 оси (все ведущие). Возможные колесные формулы: 4 х 4, 6 х 6;
- машина высокой проходимости: от 4 осей и больше (все ведущие). К ним можно отнести полугусеничный транспорт и машины-амфибии.
Для экстремальных условий идеально подходят автомобили повышенной и высокой проходимости. Но их сложно назвать обычными машинами, так как они имеют специфичную конструкцию и компоновку, что и позволяет им преодолевать бездорожье.
Показатели проходимости автомобиля
Главные параметры, которые влияют на проходимость авто - это геометрические и опорно-тяговые.
Геометрическая проходимость автомобиля
Этот параметр оценивается по следующим характеристикам:
- Клиренс
Расстояние от днища авто до дорожного полотна. Чем выше машина, тем больше клиренс, и тем легче она будет преодолевать препятствия с меньшей вероятностью "сесть днищем".
- Радиусы продольной и поперечной проходимости
Эти характеристики отражают способность автомобиля преодолевать рвы, короткие крутые возвышенности, кюветы и другие неровности с большим перепадом высот. Чем выше величина данных характеристик, тем больше проходимость машины.
- Передний и задний углы проходимости
Это углы, которые образуются между дорожным полотном и плоскостью, проведенной от основания передних и задних колес до выступающих низших точек автомобиля.
- Наивысшая высота порога, которую способно преодолеть колесо
Максимальная высота препятствия, которое могут преодолеть ведущие передние колеса, чаще всего ограничивается значениями углов проходимости и клиренса. В некоторых случаях данная характеристика может превышать даже радиус колеса.
Для ведомых колес эта характеристика обычно равняется 0,35-0,65 R
- Минимальная ширина проезда
Эта характеристика напрямую зависит от радиуса поворота авто и отражает то, насколько маневренный данный автомобиль в условиях ограниченного пространства.
Этот показатель выше у машин, где все колеса - ведущие.
Опорно-тяговые параметры
- Удельное давление покрышек на опорную поверхность
Этот параметр рассчитывается, как отношение приложенной к шине статической нагрузки и площади контакта.
Давление, оказываемое колесами на дорожное полотно, имеет большое влияние на проходимость авто, особенно, если движение осуществляется по песчаной поверхности, бездорожью или грунту.
Если давление в шинах ниже рекомендуемого, то сопротивление качению снижается, а проходимость авто повышается.
- Коэффициент совпадения колеи
Этот параметр высчитывается с помощью отношения ширины колеи от передних колес и ширины колеи от задних колес. При совпадении этих двух величин, задние колеса проходят точно по колее от передних колес. сопротивление качению при этом минимальное.
В ином случае, требуется больше усилия, чтобы задними колесами разрушить края колеи от передних колес.
- Проходимость машины по скользкой трассе
Здесь большое влияние оказывают покрышки. Проходимость значительно ухудшается, если машина начинает буксовать на влажной или скользкой дороге.
Способы увеличения проходимости автомобиля
- Подтяните ручник. Это позволит легче выбраться из грязи или снега. При поднятом ручном тормозе буксующее колесо будет сопротивляться, образуя крутящий момент, при этом дифференциал передаст крутящий момент статичному колесу, которое начнется двигаться.
- Спустите давление в покрышках. Это необходимо, чтобы колеса перестали с силой давить на поверхность, в результате увеличится пятно контакта и улучшится сцепление с трассой. Вы сможете легко проехать бездорожье.
- Когда машина застряла в снегу, установите под шины антибуксы – автотраки или сэнд-траки. Они выполнены из профилированного алюминия, стали либо прочного пластика. Помните, что стоимость таких устройств достаточно большая. При отсутствии под рукой подобных устройств можно воспользоваться досками или ветками. Просто подложите их под ведущее колесо по направлению движения автомобиля.
- Выбирайте подходящие шины. В зависимости от того, какую дорогу предстоит преодолеть, следует выбрать подходящую резину. Это позволит не застревать и не буксовать на грязной или скользкой дороге.
Существуют, конечно, более серьезные способы "апгрейда" автомобиля, но они требуют наличие определенного опыта и крупных финансовых затрат. Так можно, например, превратить переднеприводный автомобиль в авто с полным приводом.
Поделитесь в комментариях автомобилями, которые на ваш взгляд лучше всего справляются с бездорожьем ;)