Найти в Дзене
Деревенский дед

У моего милого усы под Ворошилова…

Когда разглядываю предвоенные и военные фотографии с изображением некоторых советских партийных деятелей и военачальников, в глаза бросается один крайне любопытный нюанс в их внешнем облике - экстравагантные усы в виде «щёточки» (как называли их цирюльники).

Особое недоумение вызывает то, что подобный фасон в те годы являлся одним из отличительных знаков нашего главного врага. А ещё то, что крайне подозрительный к своим сподвижникам вождь народов к такому заимствованию оставался совершенно равнодушным. Быть может, потому что в Советском Союзе «щёточка» распространилась ещё задолго до Гитлера, и у нас были свои апологеты этого модного в начале прошлого века бренда.

По-моему, наш нарком в усах явно выигрывает у своего оппонента! Фото из открытых источников.
По-моему, наш нарком в усах явно выигрывает у своего оппонента! Фото из открытых источников.

В частности, в Красной армии носителями таких усов являлся нарком обороны и один из первых советских маршалов Климент Ворошилов, которого уж никак нельзя было заподозрить в тайных симпатиях к фюреру, поскольку именно так он подбривал усы ещё со времён Гражданской войны. Да на их фоне жалкая растительность Гитлера выглядела просто комично! Именно с его подачи такие усы стали именовать ворошиловскими, равно как усы Будённого - будённовскими.

Справедливости ради, следует сказать, что мода на подобную растительность появилась ещё в конце XIX века в среде европейских и американских рабочих, став золотой серединой между желанием подчеркнуть мужественность и нежеланием «заморачиваться» с уходом за ними. А Чарли Чаплин, выглядевший без усов вполне серьёзным мужчиной, сделал их атрибутом комического образа...

Так кто у нас в те годы «косил под Ворошилова»?

В числе подражателей сталинскому наркому знаменитые советские военачальники Кулик, Баграмян, Говоров, Панфилов, Плиев, Тюленев, Федюнинский, выглядевшие благодаря ворошиловским усам словно близнецы-братья.

Ну как тут не перепутать?! Кулик, Баграмян и Говоров. Фото из открытых источников.
Ну как тут не перепутать?! Кулик, Баграмян и Говоров. Фото из открытых источников.

Пик военной карьеры маршала Григория Кулика пришёлся на финскую кампанию, за которую он получил звезду Героя. В первые же дни Великой Отечественной войны он чуть было не попал в плен на Западном фронте в Белоруссии, но всё-таки вышел из окружения. В последующем Кулик крайне неудачно действовал на порученных ему постах, а за оставление Керчи в ноябре 1941 года был разжалован из маршалов в генерал-майоры. И всё бы ничего, но Кулика подвёл «длинный язык»: в 1947 году его арестовали за «антисоветские» разговоры и критику политики властей, а спустя три года расстреляли. Правда, «гитлеровские» усы тут были ни при чём.

Другие военачальники стали признанными героями Великой Отечественной. Иван Баграмян особенно прославился на посту командующего Первым Прибалтийским фронтом в 1944 году, хотя маршалом стал только в 1955-ом. Леонид Говоров командовал Ленинградским фронтом во время прорыва блокады Ленинграда, в 1944 году ему было присвоено звание маршала.

Генерал Панфилов. Фото из открытых источников.
Генерал Панфилов. Фото из открытых источников.

Командир 316-ой стрелковой дивизии генерал-майор Иван Панфилов в особых представлениях не нуждается: героя обороны Москвы, павшего смертью храбрых в ноябре 1941 года, у нас знают все.

Ещё одна плеяда военных-"щёточников": Плиев, Тюленев и Федюнинский. Фото из открытых источников.
Ещё одна плеяда военных-"щёточников": Плиев, Тюленев и Федюнинский. Фото из открытых источников.

Исса Плиев командовал во время войны кавалерийскими частями и конно-механизированной группой. Но больше всего он прославился уже после войны, будучи в период карибского кризиса командующим Группой советских войск на Кубе.

Один из первых в СССР генералов армии Иван Тюленев отличился ещё во время Первой мировой, став полным георгиевским кавалером. Однако пиком его полководческой карьеры стала битва за Кавказ, во время которой он командовал Закавказским фронтом и сыграл важную роль в срыве фашистских планов по захвату бакинских нефтепромыслов.

Полководческая звезда Ивана Федюнинского взошла на степных просторах Халхин-Гола. Его многогранное мастерство военачальника в ранге командарма окончательно оформилось во время тридцатимесячной битвы за Ленинград, а также в ходе последующего освобождения территории Прибалтики и Восточной Пруссии.

Пшеничные усы народного писателя не шли ни в какое сравнение со "щёточкой" зловещего сталинского инквизитора. Фото из открытых источников.
Пшеничные усы народного писателя не шли ни в какое сравнение со "щёточкой" зловещего сталинского инквизитора. Фото из открытых источников.

Можно вспомнить, что аналогичную растительность «разводил» под носом нарком внутренних дел Генрих Ягода. Из деятелей культуры того периода «щёточка» отличала и выдающегося советского поэта, военного корреспондента, драматурга и киносценариста Константина Симонова.

Кстати, в рядах генералитета нацистской Германии эта форма усов не была столь популярна, как у наших красных командиров: кроме Гиммлера и Гудериана, пожалуй, никто на ум и не приходит...

Любопытно, что в послевоенные годы «ворошиловские усы» в военной среде постепенно стали выходить из моды. Вполне возможно, что связано это было с уходом их главного носителя с политической сцены. В связи с чем Баграмян и Плиев сменили их на иной (более распространённый) фасон, но нам они запомнились именно с ними.

Шматко указывает прапорщику Данилюку на его растительный недостаток. Фотокадр из открытых источников.
Шматко указывает прапорщику Данилюку на его растительный недостаток. Фотокадр из открытых источников.

А мне почему-то «ворошиловские усы» вспоминаются в контексте знаменитой фразы прапорщика Шматко из телесериала «Солдаты»: «Усы - это грязь, блохи, мыши.. И крысы!». А ведь действительно что-то есть в них неприятное, этакое крысиное! Или мне так кажется?

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!