Деревенский люд издавна отличался необыкновенным даром подмечать в человеке главное и, не обидев его, награждать метким прозвищем, которое порой заменяло имя и фамилию (вполне благозвучные и красивые) и шло с ним всю оставшуюся жизнь. И которое вспоминали даже в последующих поколениях…
Кто-то из умных людей однажды на сей счет высказался довольно определённо: «Я предпочитаю прозвища именам: по крайней мере, первые дают более-менее осмысленно, а вторые - как Бог на душу положит!». И действительно, давая человеку прозвище, окружающие стараются выразить свои чувства и эмоции, при этом яркость, точность и злободневность способствуют их живучести. Ну и как тут не вспомнить Гоголя: «...одной чертой обрисован ты с ног до головы»!
Вот признайтесь, как на духу: у кого из нас в юности не было прозвища - в деревенской компании, в школе или даже в семье? Едва успев подрасти и, попав в общество ехидных сверстников, ты уже щеголяешь новой кличкой, пробуешь её на зуб, обижаешься или радуешься, но в любом случае - откликаешься. Если сильно заиграешься, можешь и не заметить, что всё уже по-настоящему...
Происходило подобное не столько из-за озорства или вредности, сколько в более приземлённых целях - для удобства, для краткости, для точности, для отличия… Иногда укоренялись от частного случая, о котором поговорили и забыли, а прозвище уже приклеилось - не отдерёшь! Его легко было получить, выделяясь из общей массы своей внешностью, поведением, речью и т. д.
Кто их изобретал? Да все, кому не лень, и кто горазд был на выдумки! Но одно правило всегда оставалось неизменным: в отличие о современных псевдонимов или никнеймов человек не мог придумать прозвище сам себе.
Откуда пошла эта деревенская ономастика? Считается, что до принятия христианства русские люди воспринимали свои имена как «второе я», и их произнесение со злым умыслом чужим человеком могло привести к болезни и даже смерти именуемого. Вот потому-то «настоящее» имя человека держалось в тайне (его знали только самые близкие к нему люди), а одновременно ему давалось обиходное имя, как правило, выполнявшее «защитные» или «охранные» функции (так называемые имена-обереги). Это обиходное имя (прозвище) было равнозначно современному фамилию. И вот данное однажды человеку прозвище уже «прилипало» к его носителю окончательно, а там уже и дети «наследовали» его, передавая последующим поколениям.
Любопытно, что если в русском языке в результате неоднократных переписей населения фамилии отделились от прозвищ, то украинские фамилии в большей степени сохранили свою прозвищную форму.
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что раньше в деревнях проживали не только многочисленные однофамильцы, но и полные тёзки - то есть, имеющие одинаковые фамилии, имена и отчества. И дабы избежать путаницы и для удобства в общении прозвище становилось выходом из ситуации, заменяя собой подлинное имя.
Сразу вспоминаю свою калининскую деревню середины прошлого века, в которой проживало несколько Иванов Шмарёнковых и которых местные называли лишь по прозвищам. Между собой деревенские так и говорили: «Надо попросить Зона забить поросёнка!», или «Пойду к Ваньке-кладовщику за зерном».
Там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища носили устойчивый характер. А вот появлялись они по-разному. Происхождение некоторых из них не поддаётся разумному объяснению и непонятно - почему то или иное пристало к индивидууму, семье, роду, фамилии.
Попробуем во всём этом разнообразии разобраться на примере жителей моей деревни.
Многие прозвища были образованы от имён близких родственников (преимущественно, от женских). Скорее всего это - отражение положения женщины в деревне, подтверждение её самостоятельности и активной деятельности. В этом же ряду - прозвища, возникшие от собственного имени в результате ласкового обращения родителей (Витюля, Танюшка).
Немало встречалось прозвищ, образованных от фамилии носителя и имевших, как правило, общий корень : «ламейка» (от фамилии Ламейкин), «жучок» (Жучков), «король» (Королёв), «давыд» (Давыдов). Хотя иногда прозвище выступало как широкий синоним фамилии: например, «птица» - от фамилии Ласточкин.
Нередко попадались «профессиональные» прозвища - «полковник», «сапожник», «вентиль».
Но чаще всего прозвища появлялись вследствие присущих человеку привычек, поведения, черт характера и особенностей внешности («хромой»,«рыжий», «косорылый», «буратино», «Дуся-аферистка», «Шура долгая», «Шура маленькая»), а также произошедшего однажды события в его жизни.
Из воспоминаний о временах своего детства (оно пришлось на 1960-ые) приходят на ум вот эти авторские строки:
Там у старших парней были клички
(Те глядели на нас свысока),
Вспоминаю их всех по привычке:
Хиря, Чепя, Ханыга, Бага...
А были ещё братья Гыл и Быр, Гентырь… Сегодня уже трудно установить - откуда они к ним прицепились: то ли здесь сказались особенности произношения отдельных трудных слов в детстве («чепя» - вероятнее всего, от слова «цепь»), то ли это производное от фамилии («ханыга» или «хан» - от фамилии Хакин), с прочими совсем непонятно…
Любопытно, что если почти половина коренных деревенских жителей являлись обладателями всевозможных прозвищ (а некоторые имели даже несколько), то вот пришлые получали их в редких случаях - только при проявлении ярких индивидуальных особенностей.
Был ещё один нюанс, уже половой: девчонки подобной чести редко удостаивались, да и деревенским женщинам прозвища (даже если те откровенно на них напрашивались) практически не давали.
Для деревенской детворы существовало два родительских запрета: не «полоумничать» про взрослых (т. е. не называть их по прозвищам) и не давать даже сверстникам прозвища, связанные с их физическими недостатками. Замечу, что последнее соблюдалось не всегда.
В городской среде, где мы и соседей даже мало знаем в лицо, нет такого широкого обращения по прозвищам. Да и в современной деревне этот обычай сошёл на нет, даже среди детворы подобное не встречается. Попробуйте поспрашивать у своих деток-внучек: а какие прозвища имеются у их одноклассниковов? Думается, те сильно удивятся...
Вот поговорил я про фамилии и прозвища - и словно в деревне своего детства побывал!
И всё-таки остаюсь приверженцем того, что каждого человека нужно называть уважительно и по имени, которое ему выбрали самые лучшие люди - любящие родители...
Читайте мои последние публикации на канале:
- Как в лесу и на болоте приобщали нас к охоте... Или почему «деревенский дед» не стал охотником
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!