В преддверии школьных выпускных невольно окунаюсь в ностальгию и вспоминаю свои школьные годы. Тем более, есть и повод подходящий - в этом году «деревенский дед» отмечает полувековой юбилей со дня выпуска…
Признаюсь, что люблю разглядывать потрясающие старые школьные фотографии, и не только свои. При этом невольно ищу до боли знакомые и родные лица, иногда даже вздрагиваю, встречая изображения выпускников, похожих на моих одноклассников. Лишь потом понимаю, что всё это бред, поскольку это не моя школа, но ассоциации такие, что не хочется в это верить. И ведь всё так похоже: и здание школы (видимо, в те годы немало построено однотипных), и последний звонок в точно таком же спортзале (мы стояли у похожей стены), и такие же волнующиеся (пожалуй, больше выпускников) родители, и девчонки с одинаковыми причёсками и фартуками с крылышками, и долговязый одноклассник в своём неизменном клетчатом пиджаке, из которого вырос ещё пару лет назад…
Все выпускники - на одно счастливое (улыбающееся) и одновременно грустное (от предстоящего расставания) лицо! И даже слова директора как под копирку: «Ребята, у вас вся жизнь впереди, для вас открыты все двери!». Одна лишь разница - в учителях, с которыми настолько сроднились за эти десять лет, что с чужими никогда не перепутаешь...
Вроде бы на этих фотках, не всегда качественных, нет ничего особенного, а пробирает до мурашек! В чём дело - сам не пойму! Видимо, с высоты прожитых лет начинаешь понимать, что многое уже позади и ничего тут не изменить... Хотя так хотелось бы!
Что бросается в глаза на этих советских фотках - нет ни одного школьника с лишним весом, все гармонично сложены. А какие девчонки! Молодые, красивые, высокие и стройные, я бы даже сказал породистые (в хорошем смысле) - любую можно смело определять в модели! И, в отличие от мальчишек, совсем взрослые - многие лишь с большой натяжкой смахивают на десятиклассниц. А главное - настоящие, пышущие здоровьем и с минимумом косметики на лице. Хоть и в коротких платьицах, но не смотрятся вульгарно и вызывающе, как многие нынешние выпускницы. Может, дело не только в длине платья и юбочек?
И ещё один любопытный момент. В сельских школах всегда было интересно, и обучали там очень серьёзно. Была у них своя специфика, обусловленная малочисленностью учащихся и педагогов, а также значительной территориальной и информационной изолированностью. Возможно, в этом и была их уникальность.
Они ютились, как правило, в небольших деревянных домах, и порой в одном помещении одновременно занималось несколько классов. Но вот парадокс: несмотря на тесноту и довольно скромную обстановку, обучение в этих школах тогда зачастую было лучше и качественней, чем в некоторых городских. Все ученики друг друга знали с детства (за исключением детей из соседних деревень) и очень часто дружили. И не только они, но и их родители, трудившиеся в местном совхозе. На первый взгляд, это были обычные мальчишки и девчонки, но в каждом присутствовала некая изюминка в виде индивидуальной неповторимости - начиная от характера и заканчивая привычками.
Взгляните на старые снимки: у одних - серьёзные лица, у других - ершистый колючий взгляд, у третьих - задиристая искринка в глазах! Сразу понимаешь: кто из них будущий отличник, кто - школьный лидер, а кто создаст учителям проблемы своим поведением.
Первый класс «деревенский дед» осваивал в старой деревянной школе, находившейся в селе Дмитрова Гора в т.н. «ёлочках» (местное название лесного массива на окраине села рядом с кладбищем). Обучение тогда шло «по параллелям», когда одновременно в помещении на одну учительницу приходилось сразу два класса - первый и третий. Сегодня даже не могу себе представить: как такое могло иметь место?!
Каждый год пятый класс нашей Дмитрогорской средней школы пополнялся выпускниками начальных школ, располагавшихся в отдалённых сёлах Фёдоровское и Юренево. Это привносило в сформировавшуюся годами местную школьную ауру особый колорит, свойственный лишь этим селениям. Мой класс за счёт них увеличился вдвое.
Если влившиеся в наш класс фёдоровские, юреневские и верхановские девчонки всю учебную неделю проживали в стареньком интернате, находившемся по соседству с новой школой (та была открыта в 1965 году), то большая часть мальчишек предпочитала ездить домой - кто на велосипедах, кто на автобусе. Благо, незадолго перед этим было открыто автобусное сообщение с райцентром Конаково.
Но всё же с особым волнением все ожидали новеньких из числа выпускников восьмилетки из д.Домкино (это в 7 км.). Помимо того, что строили догадки: сколько их окажется и насколько сильны в учёбе, конечно же, всем был интересен их половой состав. Ещё бы: девчонкам подоспело время невеститься, а парням - обращать на тех внимание!
В моё время подобное вливание оказалось весьма существенным: помимо пятерых домкинцев в числе новичков неожиданно оказался паренёк из отдалённой деревеньки, находящейся на территории совсем другого сельского поселения. В истории школы такое случилось впервые. Остановлюсь на этом подробнее.
Интерес к Сашке Столярову (для меня он так и остался Сашкой) подогревался с каждым днём. И совсем не потому, что в погоне за знаниями он был вынужден каждый день наматывать на велосипеде по 15 км. в обе стороны. Все сразу отметили, что в школе появилась личность, которая по любому вопросу имела собственное мнение и могла свободно общаться с учителями на различные (и даже запретные для остальных) темы. В определённой степени те почувствовали в нём ровню и стали выделять из общей, преимущественно, серой школьной массы.
Так случилось, что после восьмого класса я остался без своего бывшего соседа по парте, и Сашка охотно занял его место. Мы быстро подружились (с его лёгким характером это было сделать нетрудно) и до выпуска оставались друзьями «не разлей - вода». Оказалось, что у нас с ним много общего. Учёба нам обоим давалась легко, и порой было достаточно бегло просмотреть заданную тему перед уроком, чтобы не получить оценки ниже «четвёрки». Для обоих любимым предметом в школе были история и физкультура. Он оказался от природы превосходным вратарём и был незаменим на футбольным поле, мало кто мог тягаться с Сашкой на баскетбольной и волейбольной площадке (с его-то ростом!). Да, техника хромала, но будь у него за плечами хорошая спортивная школа - страна могла бы получить будущего чемпиона! Что удивительно, к своим спортивным достижениям он относился достаточно равнодушно, не акцентируя на этом внимание.
Сашка был необычайно высок (под 190 см.) и статен, обладал хорошими манерами и приятной наружностью. К тому же, в своем 15-летнем возрасте он был единственным из учеников обладателем настоящих усов! А потому не мог избежать пристального внимания со стороны школьных девчонок, которые откровенно стремились с ним близко (насколько это было возможно в целомудренной советской школе) сойтись. Поскольку среди нас он выглядел заметно взрослее, ему откровенно симпатизировали даже старшеклассницы. Но и в отношениях с женским полом тот выдерживал стоический нейтралитет, иногда лишь позволяя себе пройтись в школьном дворе под ручку с парочкой местных красавиц. И то, скорее, для проформы - дабы те удовлетворили свои чувственные амбиции!
Но всё же больше всего он тяготел к малышне из начальных классов, спеша на каждой переменке навестить своих «подопечных». Те встречали его радостным визгом, буквально липли к нему и охотно принимали в свои незатейливые детские игры. Особый восторг неизменно вызывал излюбленный сашкин номер, когда он с лёгкостью поднимал малышей на своих длиннющих вытянутых руках за ноги. Чтобы на мгновение зависнуть вниз головой, выстраивалась целая очередь! Особую пикантность этому действу добавляло то обстоятельство, что все сашкины костюмы и брюки были ему коротковаты. Не напомнило ли вам это цирковые сценки с участием Никулина и Шуйдина?
До сих пор убеждён, что во взрослой жизни из него получился бы превосходный педагог-воспитатель или же (с его неизменным чувством юмора) мастер клоунады...
Последний раз мы с ним виделись в день моих проводов в Советскую Армию. Это было так неожиданно! Ведь после окончания школы прошло уже полтора года, все разбежались по городам и весям… И вот поздним ноябрьским вечером на пороге моего родительского дома в компании двух учительниц и нескольких бывших одноклассниц (знаю, что к одной из них он был неравнодушен) появляется Сашка! Преодолев десяток километров! Я даже прослезился…
Самого его в армию не взяли, обнаружив какие-то медицинские ограничения- то ли сколиоз, то ли плоскостопие. Уже находясь в армии, был шокирован, получив известие, что мой друг Сашка утонул в весеннее половодье в реке Сестре, спасая тонущего малыша. Говорят, что попал в водоворот…
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!