Время от времени разглядываю свой фотоархив и поражаюсь некоторым тенденциям, происходившим в деревенском мире на протяжении последних 70 лет, охватывающих жизнь «деревенского деда».
На этот раз его внимание на снимках из далёких 1950-1960-ых привлёк женский «виртуальный ретрогардероб». Ну и как тут не покопаться в поисках чего-то этакого!
Для современных поколений деревенский быт того советского периода (включая веяния моды) представляется отсталым и примитивным. И тому есть обоснование: мол, зачем колхозницам гнаться за модой, не вылезая из грязи и навоза! Потому-то стандартный набор деревенских образов того времени в их представлении выглядит соответствующе: обросшие парни, девушки в дешёвых ситцевых платьицах, старикам - тем вообще было наплевать на свою внешность. Многие из них на полном серьёзе полагают, что именно так мы тогда и жили!
Отчасти, так оно и было, поскольку деревенский образ жизни, в отличие от городского, не располагал возможностями отслеживать и оперативно реагировать на происходящие процессы в сфере моды. Это было игрой в «догонялки»: отставая порой лет на пять и догоняя городских, понимали, что снова безнадёжно отстали. Если для городских каждый этап в моде был революцией, то для сельчан он проходил незамеченным.
Советская мода 1950-ых была ещё модой 1940-ых, когда наши соотечественницы всё ещё одевались по довоенной привычке. И не то, чтобы не хотели, просто другой тогда не было. Да и не до этого им было...
Потепление, хоть и медленное, началось лишь с приходом в страну хрущёвской «оттепели». Но и тут не наблюдалось откровенных заглядываний на то, «как у них» - отечественная женская одежда оставалась целомудренной и не такой экстравагантной. А в деревенских условиях она должна была быть ещё и практичной, функциональной и соответствовать медицинским нормам и стандартам гигиены. Заметьте: ни единого намёка на красоту и стиль - эти два понятия традиционно в СССР считались блажью и глупой прихотью.
Во второй половине 1950-ых началось настоящее платьишковое безумие. После периода послевоенных лишений и серых тонов произошёл настоящий «взрыв цвета» в интерьере и моде, ставший постепенно одним из символом мирной жизни. Насыщенные оттенки и необычные рисунки обещали счастье, дерзость, молодость! Как по мановению волшебной палочки, местные девчата в одночасье превратились в «цветочный букет». Яркая раскраска платьев (в деревне за ними прочно укоренился термин «цветастые») в сочетании с их женственностью и романтичностью стала преобладающей в те годы.
При этом особенно популярен у девчат был разлетающийся вариант. Многие тогда хотели походить на стильную героиню Гурченко из «Карнавальной ночи», и речь тут вовсе не о её изящной талии (у местных доярок и полеводов были иные взгляды на женскую красоту), а о «внешнем оформлении». Вот и изобретали они нечто подобное, пусть и в откровенно деревенском варианте.
Синтетический бум деревенских модниц затронул постольку-поскольку. Всё же лён и хлопок были куда доступнее, чем нейлон или шёлк, поэтому в повседневности они предпочитали носить платья из привычных материалов, а менее экологичную синтетику использовали для пошива нарядной одежды на выход.
Следует заметить, что большинство деревенских семей жило тогда ни бедно-ни богато, скорее - экономно и ровненько, не выделяясь из общей массы. Но категорично заявляю: при кажущейся внешней простоте деревенской жизни неразборчивости и неряшливости в одежде всё-таки не наблюдалось.
Основная беда состояла в том, что в те годы женскую одежду у нас кроили по усреднённым (фактически выдуманным) соотношениям роста и объёмов. И подобрать такое платьице в магазине было дано не каждой сельской труженице, ибо те своей фактурой зачастую заметно отличались от городских. Вот и приходилось подгонять по индивидуальным меркам.
Благо, ручная швейная машинка была достоянием каждой деревенской семьи, где девочки уже с ранних лет приучались матерями к науке шитья, а в каждом доме стояли сундуки с огромным количеством отрезов и кусков ткани весёлых цветов и имелось бесчисленное количество разноцветных катушек. Долгими зимними вечерами из каждой избы раздавался стрекот машинок: местные жительницы вечно что-то кроили, шили-перешивали для себя и своих многочисленных детей.
В нашей деревне особо у местных жителей была востребована моя тётя Тоня, настоящий самородок в вопросах кройки и шитья. Основная работа почтальоном позволяла ей большую часть суток не вылезать из-за стола: по-моему, навороченная швейная машинка с него так и не убиралась…
Спрос на красивую женскую одежду был велик, и к местной портнихе невозможно было пробиться, но зато она единственная могла воплотить любую мечту деревенских модниц (в первую очередь) в действительность. Правда, время от времени возникали и комичные ситуации, когда сразу несколько местных дам приносили ей приобретённые в местном сельмаге отрезы с одинаковой расцветкой: а куда деваться, если особого выбора не было! Неудивительно, что потом по деревне щеголяли такие вот «близняшки», становясь предметом ироничного подкалывания окружающих...
Идеи нарядов, как правило, черпали из журналов (у нас это были «Крестьянка» и «Работница» с непременными вкладышами-выкройками) и собственной фантазии. На телевидение в этом плане особо рассчитывать не приходилось, и лишь с началом показов в конце 1960-ых «Кабачка «13 стульев» можно было что-то перенять из польской моды.
Для многих местных дам «цветастая эпоха» стала лучшим периодом жизни - в их гардеробе эти девичьи платьица оставались востребованными вплоть до 1980-ых. Некоторые из них они даже перешивали своим детям, которым не менее импонировала мода тех лет...
Читайте мои последние публикации на канале:
- Как в лесу и на болоте приобщали нас к охоте... Или почему «деревенский дед» не стал охотником
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!