Найти тему
БРАТСТВО СТАЛИ

Как афганцы умудрились угнать два наших новейшие Ми-24 с секретным оборудованием на борту

Разведки всех стран хотят заполучить себе новые или лучшие образцы вооружения реального или потенциального противника. Вообще хорошо, если эти образцы достаются им в исправном состоянии и в полной боевой готовности. Именно в таком виде в июле 1985 года в руки американцев попали два советских вертолета Ми-24.

Добавьте описание
Добавьте описание

13 июля 1985 г. пара боевых машин поднялась в воздух в окрестностях города Гардез (Афганистан). В задачу экипажей входило патрулирование территории в приграничной провинции Хост и сбор разведданных, а в случае обнаружения скоплений противника – их уничтожение.

Насколько поставленная задача была выполнена – неизвестно. На базу «вертушки» не вернулись, а приземлились в приграничном пакистанском городе Мираншах (примерно в 150 км от афганского Гардеза). Большинство источников утверждают, что машины попали в руки пакистанцев с полным боекомплектом. Между тем, один из полевых командиров моджахедов рассказывал в интервью западным СМИ, что вертолёты всё-таки осуществили бомбометание на территории Афганистана и только потом пересекли границу.

Достоверно известно, что в чужие руки винтокрылые машины попали с комплектом вооружения, блоками неуправляемых реактивных снарядов, управляемыми ракетами системы «воздух–поверхность», а также оборудованием, облегчающим пилотаж в горной местности.

В некоторых источниках упоминается, что побег на сопредельную территорию совершили советские лётчики. Однако это не так. Угнанные вертолёты стояли на вооружении ВВС Афганистана и обслуживались местными экипажами. Кстати, помимо лётчиков на борту угнанных машин находилось ещё 5 человек. И сразу после приземления в Мираншахе все они попросили политического убежища.

Впрочем, вечером 14-го числа по радио в «Кабульских новостях» прошла информация, что при выполнении боевой задачи два вертолёта сбились с курса и оказались в воздушном пространстве Пакистана. А попытка вернуться обратно не увенчалась успехом ввиду нехватки топлива.

-2

В тоже время все западные СМИ уже наперебой рассказывали об афганских дезертирах, «подаривших» новым хозяевам «Ми-24 – это первоклассный вертолет Советского Союза и, вероятно, его самое эффективное оружие против повстанцев в Афганистане» (Информационное агентство Reuters, 1985.07.14).

Первые подробности о побеге афганских лётчиков прессе поведал один из лидеров моджахедов Мавлави Мохаммад Юнус Халес. Он заявил, что операция была тщательно спланирована, а перебежчики постоянно были на связи с повстанцами. По его словам все семеро после получения убежища решили продолжить воевать, но уже на стороне моджахедов.

Несмотря на то, что советское руководство инцидент никак не комментировало, в западных изданиях позлорадствовать над Союзом не забыли. Так, выходивший в то время в Гонконге журнал Far Eastern Economic Review, объяснил случившееся халатностью военных чиновников СССР. В издании отметили, что дезертирство с оружием в руках среди афганцев – обычное явление. И что вряд ли Советам стоило доверять передовую военную технику, которой интересуются западные спецслужбы, потенциальным перебежчикам.

Сейчас наиболее правдоподобной кажется официальная версия – угон боевых вертолётов и переход летчиков на сторону противника. Однако окончательно исключать случайность всё же не стоит. Информации о дальнейшей судьбе перебежчиков нет, а всё рассказанное в западной прессе вполне может быть не более чем пропагандой. Кстати, советские спецслужбы, на самом-то деле,

В кабине вертолета МИ-24
В кабине вертолета МИ-24

Не слишком доверяли афганским пилотам. Именно поэтому вертолёты, пилотируемые «местными», заправлялись минимальным количеством топлива, которого хватало только на выполнение поставленной задачи. И этот факт косвенно подтверждает гипотезу о «заблудившейся» боевой двойке. Если подобное случилось, у них и в самом деле могло не хватить горючего для возвращения на базу.

Как бы там ни было, но потеря двух исправных боевых машин с полным комплектом оборудования и вооружения без последствий не обошлась. По неподтверждённым данным несколько афганских военных чинов даже были расстреляны. Что касается Советского Союза, то его ущерб от угона Ми-24 заключался лишь в утечке некоторых военных разработок. Кроме того, изучив во всех деталях исправную машину, западные специалисты смогли выявить её слабые стороны. А это, в свою очередь, позволило им внести существенные изменения в собственные разработки.

Есть мнение, что особенно интересовала американцев система снижения тепловой контрастности советской винтокрылой машины. Её изучение позволило западным специалистам адаптировать инфракрасные модули наведения зенитных комплексов для борьбы с советскими вертолётами. Кстати, согласно статистике, именно после 1985 года количество потерь Ми-24 в Афганистане резко увеличилось. Возможно, причиной тому стал эпизод с угоном двух боевых машин. Всего же за годы ведения боевых действий в Афганистане Советский Союз потерял порядка 130 вертолётов данной модели.