Для многих автолюбителей тормозная жидкость остаётся одной из самых таинственных и непонятных автомобильных технических жидкостей. Что можно о ней рассказать? Как она устроена? Может ли она навредить водителю или автомобилю? Каков срок её службы?
Что такое тормозная жидкость
Тормозная жидкость — это специальное вещество, которое используют, чтобы заполнить гидравлическую тормозную систему автомобиля и обеспечить её работу в любых условиях. Подобно другим жидкостям, например воде, она обладает важным свойством — несжимаемостью. Благодаря специально разработанному химическому составу тормозная жидкость не закипает при сильном нагреве и не замерзает на холоде. Её основное свойство — всегда оставаться жидкостью.
В устройстве тормозной системы всех современных легковых автомобилей используется одинаковый принцип — гидравлический, то есть жидкостный. Именно тормозная жидкость передаёт усилие от ноги водителя на исполнительные тормозные механизмы. В этом заключается основная особенность.
Как работает тормозная жидкость
В основе работы гидравлической тормозной системы лежит простой принцип. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, он приводит в движение поршень главного тормозного цилиндра. Поршень оказывает давление на тормозную жидкость, которая находится в контурах тормозной системы. Благодаря тому, что жидкость является несжимаемой, она активирует исполнительные тормозные механизмы: поршни в суппортах выталкиваются и прижимают тормозные колодки к дискам или барабанам. Возникающее между колодками и дисками трение замедляет автомобиль. Когда водитель отпускает педаль тормоза, давление в системе падает, и колодки перестают касаться дисков или барабанов.
Какими свойствами обладает тормозная жидкость
Мы уже упоминали главное свойство тормозной жидкости: она не должна замерзать на морозе и закипать при нагреве как минимум до пары сотен градусов. Теоретически в тормозную систему можно залить и другие жидкости, которые не будут сжиматься при нажатии на педаль тормоза и смогут передавать усилие на исполнительные тормозные механизмы. Однако насколько целесообразна замена специальной тормозной жидкости на другую?
При торможении исполнительные тормозные механизмы сильно нагреваются, а вместе с ними нагревается и тормозная жидкость. Если жидкость начнёт кипеть, она потеряет свойство несжимаемости и не сможет передавать необходимое для замедления тормозное усилие. Это состояние описывается фразой «педаль стала ватной».
Свойства неправильной жидкости изменятся и на морозе — она может замёрзнуть и превратиться в лёд. В этом случае она также не сможет передавать усилие. Специальная тормозная жидкость полностью замерзает при температуре от -60 °C до -75 °C или ниже.
К тормозной жидкости предъявляются и другие требования. Она должна смазывать компоненты тормозной системы, не разъедать трубки, шланги, резиновые уплотнители. Другими словами, это сложный химический состав со множеством присадок.
Куда доливать тормозную жидкость
Гидравлическая тормозная система может нормально функционировать только при одном условии — если жидкость полностью заполняет её контуры. Если в системе появляются воздушные пузырьки, при торможении педаль может провалиться.
Поскольку тормозные колодки и диски изнашиваются, поршни в суппортах выдвигаются всё дальше, и системе требуется больший объём жидкости. Тормозная жидкость автоматически добавляется из специального расширительного бачка, который есть в каждом автомобиле.
Этот бачок расположен под капотом в доступном месте со стороны водителя. Его можно узнать по значку в виде восьмиугольника на крышке или корпусе, внутри которого схематически изображены колесо и две колодки.
Ещё один признак, по которому можно определить, что это бачок для тормозной жидкости — подходящие к крышке провода. В бачке установлен датчик, который отслеживает уровень жидкости. Если уровень становится ниже критического, на приборной панели загорается контрольная лампа.
Типы тормозной жидкости
Тормозная жидкость за время своего существования претерпела массу изменений. Важно понимать, жидкость какого типа подходит вашему авто.
- Масляно-спиртовые тормозные жидкости были первыми, которые начали использовать в автомобилях. Они состоят из смеси касторового масла и бутилового спирта и хорошо подходят для старых тормозных систем, поскольку не разъедают шланги и уплотнительные манжеты из обычной резины. Однако эти жидкости имеют недостатки: они не переносят высоких температур и рано закипают, а на морозе становятся вязкими.
- Гликолевые тормозные жидкости созданы на базе полиэтиленгликолей и полиэфиров борной кислоты. Они кипят при температуре свыше 250 градусов, но только когда новые. Со временем гликолевая жидкость впитывает влагу из воздуха, что приводит к снижению температуры её кипения до 140–150 градусов. Это может произойти довольно быстро — за пару-тройку лет, независимо от того, как часто и много вы использовали автомобиль. Если гликолевая тормозная жидкость попала на кожу, необходимо немедленно промыть загрязнённый участок струёй воды, а затем водой с мылом. При попадании жидкости в глаза нужно промывать их большим количеством воды в течение как минимум 15 минут, удерживая веки в открытом состоянии, а затем обратиться к врачу для оказания дополнительной помощи.
- Силиконовые тормозные жидкости производятся на основе кремнийорганических соединений. Они имеют самую высокую температуру кипения — более 350 градусов, не впитывают влагу и почти не меняют свои свойства даже при температуре минус 100 градусов по Цельсию. Однако они плохо смазывают компоненты тормозной системы и не могут использоваться в автомобилях с ABS.
Какую тормозную жидкость предпочесть
Чтобы подобрать тормозную жидкость, нужно следовать нескольким простым правилам. Во-первых, нельзя смешивать жидкости разных типов, так как это может привести к повреждению компонентов тормозной системы и появлению течей. Во-вторых, важно обращать внимание на маркировку DOT, которая указывает на стандарт жидкости.
Классификация тормозных жидкостей по стандарту DOT помогает выбрать подходящую жидкость для конкретного автомобиля. За аббревиатурой DOT следует цифра, обозначающая класс жидкости.
DOT 3
Простейшие гликолевые тормозные жидкости относятся к классу DOT 3. Их температура кипения составляет не менее 205 градусов Цельсия, если они новые. Однако, если жидкость поглощает влагу, эта температура может уменьшиться до 140 градусов.
Жидкости DOT 3 не подходят для автомобилей с системой ABS (антиблокировочная система тормозов).
DOT 4, DOT 5.1
Стандарты DOT 4 и DOT 5.1 указывают на наличие специальных присадок в составе гликолевых тормозных жидкостей. Жидкости DOT 4 используются в большинстве современных автомобилей, их температура кипения составляет 230 градусов по Цельсию без содержания влаги и 155 градусов по Цельсию при наличии влаги. Жидкости DOT 5.1, предназначенные в основном для спортивного применения, закипают при 260 градусах по Цельсию в сухом состоянии и 180 градусах по Цельсию во влажном.Стандарты DOT 4 и DOT 5.1 указывают на наличие специальных присадок в составе гликолевых тормозных жидкостей. Жидкости DOT 4 используются в большинстве современных автомобилей, их температура кипения составляет 230 градусов по Цельсию без содержания влаги и 155 градусов по Цельсию при наличии влаги. Жидкости DOT 5.1, предназначенные в основном для спортивного применения, закипают при 260 градусах по Цельсию в сухом состоянии и 180 градусах по Цельсию во влажном.
DOT 5
Тормозные жидкости DOT 5 изготавливаются на основе силикона. Это дорогие составы, которые подходят для использования в тормозных системах, разработанных специально под них, например, в редких и дорогих спортивных автомобилях. Их легко спутать с жидкостями DOT 5.1, хотя они существенно отличаются. Чтобы избежать путаницы, на упаковке есть обозначения: SBBF указывает на жидкость на основе силикона, а NSBBF — на жидкость без силикона.
Как часто менять тормозную жидкость
Основной причиной для замены гликолевой тормозной жидкости является её возраст. Однако в некоторых случаях стоит задуматься о замене ещё до истечения рекомендованных двух-трех лет.
Полную замену тормозной жидкости необходимо проводить в следующих случаях:
- при любых работах с тормозной системой, требующих последующей прокачки (например, при замене трубок, шлангов или тормозных цилиндров);
- при заметном снижении эффективности тормозов;
- при сильном загрязнении жидкости в расширительном бачке.
Определить, что тормозная жидкость устарела, можно по её цвету. Новая жидкость имеет слегка желтоватый оттенок. Со временем она становится всё более желтой и начинает напоминать моторное масло, а затем может стать коричневой или даже черной.
Для проверки тормозной жидкости можно использовать специальные тестеры. Это занимает всего одну минуту: достаточно опустить тест-полоску или щупы электронного устройства в расширительный бачок и оценить результаты измерений.
Стоимость замены тормозной жидкости
Так как в большинстве современных автомобилей в качестве тормозной жидкости используются составы на основе гликолей, их необходимо заменять довольно часто — примерно раз в два-три года. Но не стоит беспокоиться: стоимость этой процедуры и самой тормозной жидкости вполне разумна.
Заменить тормозную жидкость можно как в автосервисе, так и самостоятельно. Специалисты возьмут за работу около 1000 рублей, ещё от 300 до 1000 рублей придётся заплатить за саму тормозную жидкость. Потребуется не больше одного литра. Однако, если возникнут непредвиденные проблемы, например, поломка штуцеров или обнаружение течи, расходы могут значительно увеличиться.
Куда уходит тормозная жидкость
Утечки тормозной жидкости — это серьёзная проблема, которую нельзя игнорировать. Если на приборной панели вашего автомобиля загорелась и не гаснет пиктограмма стояночного тормоза в сочетании со STOP, необходимо немедленно остановиться и проверить уровень тормозной жидкости.
Если в тормозной системе нет утечек, уровень жидкости не только не снижается, но иногда даже увеличивается (из-за поглощения влаги). Уровень жидкости может опуститься ниже минимального только в двух случаях: при наличии негерметичности или при чрезмерном износе тормозных колодок/дисков. Тормозная жидкость может протекать через повреждённые тормозные трубки и шланги или через манжеты тормозных цилиндров.
При снижении уровня жидкости в бачке первое, что нужно сделать, — это долить жидкость, а затем приступить к поиску возможных проблем. Это поможет избежать попадания воздуха в контуры.
Водителя также должен насторожить характерный запах: тормозная жидкость имеет лёгкий запах уксуса и рыбы. Этот аромат можно почувствовать при утечке.