Найти в Дзене
Benelli Россия

Фото недели: Раффаелли Альберти на гоночном Benelli 250 Bialbero в Монце 1936 года

На протяжении 1930-х годов Benelli в гонках был непобедим. Особенно в национальном итальянском чемпионате, где группировка заводских гонщиков, состоявшая из Тонино Бенелли, Карло Баскиери, Джованни Миеле, Селесте Кавакьюти, Амилкаре Россетти, Нино Мартелли и Раффаэле Альберти, не оставляла соперникам ни единого шанса.

Тонино Бенелли позирует рядом с гоночным мотоциклом, оснащённым верхневальным 175-кубовым двигателем. 1927 год.
Тонино Бенелли позирует рядом с гоночным мотоциклом, оснащённым верхневальным 175-кубовым двигателем. 1927 год.

Секрет спортивного успеха — появившийся в 1927 году четырехтактный одноцилиндровый двигатель объёмом 175 см³ с характерной «гитарой» шестерён привода верхнего распредвала. При его проектировании Джузеппе Бенелли черпал вдохновение из теоретического исследования Эдварда Тернера, опубликованного в 1925 году во французском журнале Moto Revue. Джузеппе полностью переосмыслил конструкцию шестеренчатого привода, устранив при помощи простого и элегантного технического решения негативный эффект от теплового расширения деталей.

Заводская гоночная команда Benelli с одноцилиндровыми верхневальными 175-кубовыми моделями. 1934 год.
Заводская гоночная команда Benelli с одноцилиндровыми верхневальными 175-кубовыми моделями. 1934 год.

Пять прямозубых шестерен — по одной на коленвал и распредвал и три промежуточных — были помещены в компактный алюминиевый корпус на правой стороне двигателя. В верхней своей части они соединялись с распредвалом, который накрывался алюминиевой крышкой. При этом корпус шестеренчатого привода газораспределительного механизма крепился к головке цилиндра не жёстко, а с зазором в несколько десятых долей миллиметра, что позволяло компенсировать тепловое расширение деталей. Решение, которое было запатентовано в 1927 году и положило начало коммерческому и спортивному успеху Benelli, который продолжался до начала Второй мировой войны (патент № 255634 от 29 октября 1927 г. «Порядок изготовления и установки корпуса шестеренчатого привода верхнего распределительного вала в двигателях внутреннего сгорания»).

Финальная версия двигателя с цилиндрами и головкой цилиндра из чугуна. Обратите внимание на то, что масляный радиатор установлен на масляном баке. 1934 год.
Финальная версия двигателя с цилиндрами и головкой цилиндра из чугуна. Обратите внимание на то, что масляный радиатор установлен на масляном баке. 1934 год.

Впрочем, спорт всегда требовал больше мощности. Поэтому уже в 1931 году двигатель обзавелся двойным распредвалом, что вывело его на уровень передовых силовых агрегатов своего времени. Поначалу этот 175-кубовый мотор оснащался головкой и цилиндром из литого чугуна, а также 3-ступенчатой коробкой передач с ручным переключением, которое всего год спустя заменили на ножное.

Британец Тэд Меллорс на Benelli 250 Bialbero едет к победе на дождливом острове Мэн. 1939 год.
Британец Тэд Меллорс на Benelli 250 Bialbero едет к победе на дождливом острове Мэн. 1939 год.

В 1934 году международная мотофедерация FIM ликвидировала гоночный класс «175 см³», что, впрочем, не помешало Benelli перенести все удачные разработки на новую для компании 250-кубовую машину, заявиться с ней в категории «250 см³» и продолжить победоносное шествие. Более того, именно заложенные тогда конструкторские решения позволили Дарио Амбросини выиграть первый для Benelli чемпионский титул в 1950 году. Причем на модернизированной версии машины, что перед Второй мировой войной выиграла Tourist Trophy.

Дарио Амбросини на Benelli 250 Bialbero. 1950 год.
Дарио Амбросини на Benelli 250 Bialbero. 1950 год.

К 1936 году модельный ряд Benelli состоял из одноцилиндровых машин с верхним расположением распредвала объемом 175, 250 и 500 см³. Все эти родстеры были быстрыми, надежными и популярными, а Benelli стала пятым по величине производителем мотоциклов в Италии. Вышедшая в 1938 году модель 250 Sport S разгонялась до 150 км/ч — и этот показатель был недосягаем для серийных «четвертушек» вплоть до 1960-х годов.

Еда
6,93 млн интересуются